Posted 5 марта 2008,, 21:00

Published 5 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

Битва за два градуса

5 марта 2008, 21:00
Заход в Брюссельский порт голландской самоходной баржи «Виктория» превратился в минувший вторник в международный хеппенинг с участием сотни журналистов, чиновников Евросоюза, представителей неправительственных организаций и бизнесменов. На вид баржа водоизмещением в 1300 тонн ничего особенного собой не представляла. Гл

На «Виктории» компьютер контролирует подачу топлива и выбирает оптимальный маршрут, а фильтры выхлопа задерживают вредные вещества и твердые частицы. «Технологическое позеленение» – это главная цель исследований в области транспорта, которые мы финансируем из бюджета ЕС, а водный транспорт хорошая альтернатива автомобильному для перевозок тяжелых грузов по Европе, – заявил «Новым Известиям» на борту «Виктории» европейский комиссар по науке Янез Поточник. – Европейская научно-техническая программа помогает создавать чистые и эффективные двигатели и движители, системы очистки выхлопов, новые виды топлива».

Все эти новшества пока дороги, но при поднебесных ценах на нефть и газ становятся рентабельными как и строительство по всей Европе «эоловых парков» (ветряных электростанций) или выращивание рапса на дизельное топливо. Для европейцев заход баржи «Виктория» – более интересная тема, чем споры военных о ПРО и балансе ядерного сдерживания. В журналистских кругах в Брюсселе циркулирует добытый кем-то проект доклада к открывающемуся через неделю саммиту ЕС. Доклад подготовил верховный представитель по внешней политике и безопасности ЕС Хавьер Солана. Ведь для Евросоюза экология – часть международной безопасности. В докладе выделены семь угроз, которые может породить более теплый климат: истощение ресурсов пресной воды, сокращение урожаев, усиление миграционных потоков, расширение соперничества за доступ к энергоресурсам, борьба за контроль над ресурсами Арктики, затопление густонаселенных прибрежных и островных территорий.

На этой неделе в Брюсселе прошло заседание совета министров по делам окружающей среды ЕС. За закрытыми дверями министры из 27 стран не без оговорок приняли пакет мер по климату и энергетике. Он предполагает к 2020 году сократить выброс «парниковых» газов странами ЕС на 20% по сравнению с 1999 годом и настолько же увеличить долю возобновляемых источников в энергобалансе. Дискуссия была связана с болезненными для многих стран решениями. Встретившись во вторник, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози разговаривали в основном об автомобильных выхлопах. Если французский автопром традиционно специализируется на небольших и экономичных машинах, то германский – на мощных и прожорливых. Немцы беспокоятся, что европейская борьба за экологию ударит по «Мерседесу», «Ауди», «Порше». Между тем ученые считают, что целей, поставленных Евросоюзом, не достаточно, чтобы удержать потепление в пределах 2 градусов Цельсия. Именно за этой чертой могут начаться необратимые процессы с катастрофическими последствиями. На что политики и чиновники отвечают, что ЕС готов урезать эмиссию «парниковых» газов и на 30%, но только если будет подписано новое международное соглашение, которое заменит Киотский протокол. Иначе европейская промышленность, оказавшись в неравных условиях конкуренции, просто «сбежит» в «менее щепетильные» регионы.

"