Posted 5 марта 2006,, 21:00

Published 5 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Французская подножка

5 марта 2006, 21:00
В пятницу в Брюсселе шли шумные споры, вызванные слиянием двух французских энергетических компаний. Дело в том, что одну из них хотел купить итальянский инвестор, но ему французы отказали – из патриотических побуждений. По крайней мере, такие подозрения в Еврокомиссии есть. Если они подтвердятся, это будет ударом по ед

Конфликт «хозяйствующих субъектов» по вопросу о слиянии двух французских энергетических компаний «Газ де Франс» (Gaz de France) и «Сюэз» (Suez) грозит стать не менее серьезным, чем провал конституции ЕС и раскол по проекту союзного бюджета. Если будет доказано, что французское правительство сорвало сделку между «Сюэзом» и итальянским энергетическим концерном «Энель» (Enel), это будет означать, что идея общего рынка и свободной конкуренции внутри ЕС провалилась и верх взяли «национальные интересы».

Слияние «Газ де Франс» и «Сюэза» вызвало негодование Рима. Итальянцы, и не только они, считают, что объединение задумано специально, чтобы сорвать поглощение «Сюэза» их концерном «Энель». Концерн же начал готовить сделку с «Сюэзом» по предложению французской «Веолии» (Veolia), которая работает в области природоохранных услуг. Намечалось создать новую транснациональную группу. Но, как утверждают итальянцы, в дело вмешался сам президент Жак Ширак, который настоятельно посоветовал «Веолии» отозвать свое предложение. Та последовала «совету». И вскоре подконтрольный французскому правительству «Газ де Франс» объявил о покупке «Сюэз».

После этого министр экономики Италии Джулио Тремонти поспешил в Брюссель, где и высказал претензии. Еврокомиссия немедленно направила официальный запрос французскому правительству. Французам дан срок, чтобы объясниться, – до 17 марта, после чего может быть запущена процедура санкций. Между тем ведомство комиссара Чарли Маккриви – по делам внутреннего рынка ЕС – уже готовит документы на Францию в Европейский суд – в связи с принятым недавно в Париже законом об инвестициях, который дает властям право блокировать приобретение иностранцами активов в 11 отраслях, включая энергетику, авиастроение и биотехнологии.

В феврале, когда в Брюсселе проходил «разбор полетов» по следам российско-украинского газового спора, Еврокомиссия с неудовольствием отметила, что энергорынка в ЕС практически нет, он поделен горсткой монополий. Такое положение способствует сохранению высоких цен и затрудняет доступ в Европу новых поставщиков.

Брюссель обеспокоен тем, что энергетика замыкается в национальных квартирах, ибо энергетический патриотизм противоречит строительству единой Европы.

Французское и голландское «нет» на прошлогодних референдумах по союзной конституции было первым сигналом расстройства в казавшемся едином организме ЕС. Вторым звонком стал провал проекта союзного бюджета на 2007–2013 годы. Теперь еще и французский кульбит, который демонстрирует нежелание ряда стран Европы растворяться в коллективном хозяйстве Европейского союза.

Все эти европейские коллизии не безразличны России. Единый энергетический рынок ЕС со свободной конкуренцией не очень выгоден российскому монополисту «Газпрому». Для него лучше, чтобы сохранились крупные национальные клиенты (германские, французские, итальянские), тогда все проблемы по-прежнему можно было бы решать через правительства.

"