Posted 5 февраля 2008,, 21:00

Published 5 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Они еще поторгуются

Они еще поторгуются

5 февраля 2008, 21:00
Вчера британская регистровая и страховая компания Lloyd,s cообщила, что буксир Svitzer Korsakov («Свитцер Корсаков»), принадлежащий датской компании Maersk, и шесть человек его экипажа, четверо из которых – российские граждане, находятся в пределах сомалийской провинции Пунтленд, провозгласившей свою независимость. Как

Самый непосредственный интерес в этом деле проявляет официальный Копенгаген. Ведь если дело дойдет до вооруженного освобождения, операция может быть поручена датскому военному кораблю Thetis, который после захвата Svitzer Korsakov патрулирует сомалийские воды для защиты судов, идущих с грузами гуманитарной помощи в Сомали. Военное решение подобной проблемы уже обсуждалось в Дании в прошлом году, когда сомалийские пираты захватили датский сухогруз Danica White c пятью моряками на борту.

О прежде неизвестных подробностях драмы Danica White на днях рассказал показанный по датскому телевидению документальный фильм «Пираты на борту», подготовленный телекомпанией TV2. Это судно было захвачено 2 июня 2007 года, а первое сообщение о том, что пираты требуют выплаты 1,5 млн. долларов выкупа, появилось в датской прессе 20 дней спустя. В ответ МИД Дании заявил, что деньги пираты не получат. Все это время шла подготовка к вооруженному освобождению заложников. Свои планы операции предложили датские военные, а также частная охранная фирма из Кении, граничащей с Сомали. Эта компания занималась вызволением экипажа южнокорейского судна, которое тоже оказалось в руках сомалийских пиратов. Двое немцев, возглавлявших охранную фирму, предложили датским и южнокорейским судовладельцам проведение совместной операции. Действовать против пиратов должны были сомалийцы из соперничающего клана. «Мы отказались от силового решения, боясь, что пострадают заложники», – заявил руководитель кризисного комитета пароходства H.Folmer&Co (которому принадлежал захваченный корабль) Уффе Мартин Енсен. К такому же выводу пришли и южнокорейцы.

Богатая южнокорейская компания без разговоров выложила требуемую сумму за судно и экипаж, а вот датчане столкнулись с серьезной проблемой. Небольшая H.Folmer&Co могла наскрести лишь четвертую часть суммы выкупа, но даже если бы деньги удалось достать, было неясно, кому платить. О том, что Danica White находится именно у них, заявили сразу несколько сомалийских группировок. Пароходство обратилось за помощью к известной британской фирме Control Risks, занимающейся вопросами безопасности. Специалисты этой компании сумели определить истинных похитителей датчан, вступив с ними в переговоры. Пираты отказывались снижать свои запросы, угрожая расправой над людьми и уничтожением судна. Переговоры затянулись почти на три месяца.

Если бы пароходство хоть раз уступило, повысив сумму, которую оно было готово заплатить, пираты могли решить, что компания блефует, уверяя в своей бедности. Их требования стали бы еще жестче. Поэтому Control Risks вывела на сцену выдуманный персонаж, некоего датского бизнесмена господина Хансена, который вступил в общение с пиратами. Этот предприниматель заявил, что собирается пожертвовать на благотворительность 300 тыс. долларов. Он может добавить эту сумму к предложенным пароходством 400 тысячам, но ответ необходимо дать в течение недели. В противном случае средства пойдут на помощь голодающим в суданском Дарфуре. Пираты клюнули на наживку и согласились на 700 тыс. долларов, что было в два раза меньше их первоначального запроса. Деньги в двух черных спортивных сумках были переданы представителям пиратов в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Заложники целыми и невредимыми вернулись к семьям, проведя в плену 83 дня.

Возможно, судьбой экипажа Svitzer Korsakov займется та же британская компания, и драма благополучно разрешится. Но чем бы ни закончилась эта история, Союз датских судовладельцев требует радикального решения проблемы мирового пиратства, считая, что необходимо вмешательство военных. Призыв датчан поддержали судовладельцы еще 45 государств, обратившиеся к правительствам своих стран с предложением договориться о регулярном эскортировании кораблями ВМС судов, пересекающих опасные воды. Прежде всего, это Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии и прибрежная зона Сомали.

"