Posted 4 декабря 2014,, 21:00

Published 4 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

В тихом омуте

В тихом омуте

4 декабря 2014, 21:00
Финляндия завоевала сомнительный титул лидера западного мира по относительному числу «воинов джихада», отправившихся на войну в Сирию и Ирак. Полиция безопасности обнародовала данные, согласно которым более двух десятков граждан Суоми сражаются в рядах сирийских и иракских боевиков под черными знаменами «Исламского гос

Финский феномен особенно выделяется на фоне соседних северных государств, схожих с Суоми в культурно-экономическом отношении. Из Швеции на Ближний Восток уехало около 80 добровольцев (при мусульманском населении в 600 тысяч человек), из Норвегии – 50 (180 тысяч мусульман), из Дании – от 100 до 160 (240 тысяч последователей пророка Мухаммеда).

Финские политики и СМИ, обсуждая сомнительное первенство своей страны в Европе, приводят разные объяснения появления джихадистов среди детей иммигрантов, но главной называют ксенофобию коренного населения. Согласно недавнему исследованию, проведенному Университетом Юваскюля среди школьников 38 европейских стран, финские старшеклассники наиболее негативно относятся к иммигрантам. Каждый десятый юноша готов к противозаконным действиям против «чужаков».

«Молодые мусульмане становятся радикалами в ответ на расизм общества. Они не видят возможности быть интегрированными и становятся легкой добычей пропагандистов», – прокомментировал причину превращения Финляндии в вербовочную площадку джихадистов доцент Университета Юваскюля Сакари Суутаринен, участвовавший в социологическом опросе.

По мнению ученого, в Финляндии необходимо провести школьную реформу, поскольку именно в школе и гимназии формируются взгляды молодых людей.

«В наших средних учебных заведениях, в отличие от других стран Северной Европы, царит авторитарная атмосфера. К примеру, там есть школьные советы, в которые входят учащиеся, у нас даже эта форма самоуправления была ликвидирована. Как подростки могут учиться демократии, находить возможности компромисса, уважать чужое мнение, если у нас нет школьной демократии? Даже уроки по истории мировых религий ведутся раздельно для христиан и мусульман, что крайне необычно для западноевропейского государства», – отмечает Сакари Суутаринен.

Мнение ученого о том, что школа является ключом к решению проблемы радикализации молодых мусульман, подтверждает доклад «Здоровье школьников», подготовленный государственным Институтом здоровья и социальной защиты. Опрос, проведенный среди учеников 8-х и 9-х классов, показал, что дети иммигрантов первого поколения чувствуют себя изолированными в классе, у них, как правило, нет друзей, многие подвергаются издевательствам расистского характера.

«Расизм окружающих и невидимая стена, которой отгородилось от иммигрантов финское общество, – вот причины радикализации наших мусульман», – заявил научный сотрудник Высшей школы обороны Финляндии Юха Сааринен в интервью Общественному радио Yle.

«Идеалистически настроенного молодого человека, которому не удалось пустить корни в Финляндии, легко увлечь обещанием жизни, посвященной высокой идее и лишенной экономических проблем. Если парню нечего терять на родине, почему бы не отправиться на войну? Финское общество, сколько бы молодой мусульманин ни прожил в стране, всячески демонстрирует ему, что он здесь чужой. Чего только стоит постоянный вопрос при знакомстве: «Откуда ты приехал?» А ведь сам юноша, родившийся в Финляндии, скорее ощущает себя жителем Хельсинки или другого города, чем иммигрантом», – рассуждает на страницах газеты Hufvudstadsbladet преподаватель ислама одной из столичных гимназий Суаад Онниселка.

Финские обозреватели отмечают, что волна ксенофобии в стране наиболее высоко поднялась после успеха на парламентских выборах 2011 года популистской партии «Истинные финны», которая неожиданно для многих набрала почти 20% голосов, став второй по величине в законодательном собрании Финляндии. «Истинные финны» на протяжении ряда лет успешно внушали соотечественникам идеи изоляционизма, выступая за выход из ЕС и настраивая население против «чужаков», кем бы они ни были.

Досталось от «титульной нации» даже финским шведам, живущим в этой стране почти семь столетий. Очевидным проявлением финского национализма стала реакция зрителей на выпущенную Общественной телерадиокорпорацией Yle серию документальных фильмов «Шведская Финляндия». Ее автор, журналист Юхани Сеппанен, чистокровный финн, между прочим, занялся безобидным на первый взгляд просветительством исторического характера. Он сообщает о гигантском вкладе шведов в историю и культуру страны, от обогащения словарного запаса финнов (почти четыре тысячи финских слов – шведского происхождения) до создания судебной и государственной систем, без больших изменений доживших до наших дней. Однако уже после выхода в начале 2014 года первых серий на создателей программы обрушился шквал ненависти. «Меня обзывают шведской проституткой и предателем. И это еще самые мягкие слова. Пришлось даже завести себе тайный телефонный номер, чтобы спастись от возмущенных зрителей», – жалуется Юхани Сеппанен.

«Мне угрожают, говорят, чтобы я отваливала в Швецию, если я ее так люблю», – вторит коллеге Хейди Финнила, еще один из участников команды по подготовке «Шведской Финляндии».

Неудивительно, что наибольшее сочувствие мусульмане, которых финны буквально выдавливают в ряды джихадистов, вызывают у представителей шведского меньшинства этой страны.

«Новость о том, в Финляндии наибольшая в Европе концентрация боевиков-исламистов, не вызывает удивления. В нашей стране теперь даже по-шведски говорить не стоит. В лучшем случае услышишь враждебные комментарии, а в худшем, если финнов вокруг несколько человек, можно нарваться и на побои» – так выглядит один из типичных читательских отзывов на статью о финских джихадистах, помещенную на сайте телерадиокорпорации Yle.

"