Posted 4 августа 2004,, 20:00

Published 4 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Небесная манна с доставкой по воздуху

Небесная манна с доставкой по воздуху

4 августа 2004, 20:00
Всемирная продовольственная организация ООН (ФАО) приступила к операции по доставке продовольствия для голодающего населения суданской провинции Дарфур. Гуманитарная помощь сбрасывается на парашютах со специально арендованных самолетов. По данным международных организаций, в экстренной помощи нуждаются как минимум 70 т

В течение недели предполагается доставить в голодающие районы 500 тонн продовольствия. Еще до этого о начале регулярных гуманитарных рейсов сообщил Египет, уже отправивший в район бедствия тысячу тонн муки и прочих грузов. На очереди – медикаменты, палатки, а также развертывание полевого госпиталя.

Напомним, что гуманитарная катастрофа в Судане была спровоцирована действиями правительственных войск и поддерживаемых ими отрядов арабской милиции «Джанджавид» («Всадники») против чернокожего населения. Нынешняя волна террора (строго говоря, он не прекращается с XIX века) началась в феврале 2003-го. Власти спровоцировали репрессии в ответ на заявления повстанцев из «Армии освобождения Судана» и «Движения за справедливость и равенство», потребовавших от центрального правительства в Хартуме покончить с дискриминацией чернокожего неарабского населения и справедливо распределить власть в полностью управляемом арабами государстве. Повстанцы также потребовали, чтобы правительство обуздало их вековечных противников – арабских пастухов-кочевников, нашествия которых на плодородные земледельческие провинции начались еще в XVI веке.

Трудно представить себе, как ООН и просвещенный Запад намерены в кратчайшие сроки разрулить эту «битву цивилизаций», начатую еще в доисторические времена. Ооновские эксперты и сами предупреждают, что история не знает прецедентов, когда, получив в руки оружие, арабский воин-кочевник расставался с ним по своей воле. Тем не менее список преступлений, вменяемых кочевому ополчению – «джанджавидам» – и покровительствующей им суданской армии, весьма внушителен и позволяет говорить о государственном геноциде. В нем – массовые убийства, уничтожение продовольственных запасов, разрушение деревень и поселков, насильственное переселение чернокожих в труднодоступные и безжизненные районы.

Будучи сами мусульманами, «джанджавиды» разрушают мечети, убивают имамов и оскверняют священные книги, написанные не на арабском, – как им кажется, они искореняют ересь. При этом действия суданских «эскадронов смерти» активно поддерживают правительственные ВВС. Иностранные наблюдатели неоднократно отмечали случаи, когда суданские самолеты зажигательными бомбами и напалмовыми баками уничтожали посевы и стада крупного рогатого скота, которые местное население пыталось спрятать в районе границы с Чадом.

В результате развязанного террора около полутора миллионов человек бежали в соседний Чад. Население Дарфура сократилось до 150–200 тыс. человек, из них около 50 тыс. были убиты «джанджавидами» и армией в течение прошлого года (по оценке организации «Хюман Райтс Вотч»). Положение усугубляется небывалым нашествием саранчи («НИ» от 30.8.2004).

Совет безопасности ООН давно пытался остановить насилие в регионе. После месяца дискуссий 30 июля был принят подготовленный США проект резолюции СБ. Он предусматривает, что, если суданские власти не разоружат арабское ополчение и не урегулируют кризис в течение месяца, вводится эмбарго на поставки оружия и экспорт суданской нефти. Лидеры США и Великобритании говорят о возможности посылки военного контингента в де-факто обезлюдевшую провинцию.

Поначалу суданские власти отказались принять резолюцию, расценив ее «как объявление войны», но три дня назад пошли на попятную. Тут же последовало резкое заявление командующего вооруженными силами Судана Мохаммеда Башира Сулеймана: армия, заявил он, будет «сражаться против любого врага, который попытается вторгнуться в провинцию Дарфур». Военные официально обратились к местным СМИ с рекомендацией готовить население к ведению длительной партизанской войны: окончание 30-дневного срока они рассматривают как дату начала иностранного вторжения.

"