Posted 4 июля 2011,, 20:00

Published 4 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:13

Updated 8 марта, 06:13

Расстрел на палубе

4 июля 2011, 20:00
Суда, работающие под норвежским флагом или принадлежащие норвежским предпринимателям, могут отвечать огнем на атаки пиратов. Закон, принятый парламентом страны, согласно которому компании имеют право нанимать вооруженных охранников для защиты кораблей, вступил в силу с 1 июля. Около месяца назад аналогичный закон приня

«Пиратов следует расстреливать прямо на месте преступления. Усилия международного сообщества по обузданию этого зла не приводят к результату» – это заявление одного из крупнейших норвежских судовладельцев Якоба Столта Нильсена, опубликованное в деловой газете Dagens Naringsliv, вызвало настоящую бурю в Норвегии. Было много возмущенных откликов, но «кровожадного Якоба», как его прозвали газетчики, поддержали многие коллеги по отрасли, чьи суда работают в районе Африканского Рога, у берегов Сомали.

«Решение правительства не означает, что норвежские моряки займутся охотой на пиратов. Пароходствам разрешено нанимать сертифицированные охранные фирмы, сотрудники которых смогут открывать огонь лишь в крайнем случае, когда нет иного способа избежать нападения», – прокомментировал решение официального Осло министр промышленности Тронд Гиске. При этом он отметил, что в течение 72 часов пароходства должны сообщить о факте применения оружия. А если стычка приведет к человеческим жертвам, доклад полиции безопасности должен последовать немедленно.

Тем не менее решение вооружать гражданские суда было встречено в штыки военными. Они уверяют, что появление на борту «рэмбо» приведет к эскалации насилия и подвергнет экипажи судов дополнительному риску. Поначалу такой же точки зрения придерживались и профсоюзы Дании и Норвегии. Однако участившиеся случаи нападений на суда в Аденском заливе заставили их поддержать владельцев пароходств. Лишь в течение первых трех месяцев этого года у берегов Сомали атакам подверглись 114 судов, 16 из них были захвачены. В пиратском плену томятся более тысячи моряков. Дания поплатилась шестью судами. Норвегии удалось избежать потерь, но исключительно потому, что в состав норвежского флота входят большие суда с высокими бортами, на которые пиратам трудно забраться. «Однако морские разбойники становятся все более оснащенными, поэтому атака на норвежскую «цель» – лишь вопрос времени», – предупреждает союз судовладельцев этой страны.

Хотя материальных и человеческих потерь у норвежцев пока нет, финансовые убытки транспортных компаний этой страны весьма велики. По оценке пароходства Frontline, лишь два-три лишних дня, затраченных на обходной маршрут вдали от берегов Сомали, обходятся компании в 100–150 тысяч долларов. В общей сложности пиратская деятельность обходится датским и норвежским судовладельцам примерно в 300–400 млн. долларов в год. И эта цифра включает в себя только прямые потери: двойные зарплаты экипажам при прохождении опасных вод, высокие страховки и оборудование судов защитными устройствами.

Решение парламентов Норвегии и Дании, естественно, не снимает всех проблем, а может быть, добавит и новые. «Во многих странах, куда заходят наши суда, действуют очень жесткие законы в отношении нахождения оружия и боеприпасов на борту. Необходимо получать лицензию на импорт при заходе в порт и лицензию на экспорт при выходе из него», – рассказывает исполнительный директор датского пароходства Clipper Пер Гуллеструп. Но, по его словам, компания, обеспечивающая защиту судна, может покупать дешевое и не слишком качественное оружие, а потом сбрасывать его на судно уже в море. При заходе в порт опасный груз топится, и так повторяется раз за разом. Естественно, цена охранных услуг из-за столь сложной процедуры будет расти, но иного пути обойти бюрократические барьеры и защитить команду пока не существует.

"