Posted 4 июля 2006,, 20:00

Published 4 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Грязный ветер с востока

Грязный ветер с востока

4 июля 2006, 20:00
Делегация экологов из Северного совета (в эту организацию входят Швеция, Норвегия, Финляндия. Дания и Исландия) приехала на Кольский полуостров. В понедельник скандинавские «зеленые» посетили Кольскую АЭС, но основное их внимание приковано к местным объектам «Норильского никеля». «Необходимо немедленно прекратить выбро

Глава делегации, председатель комитета по экологии Северного совета Асмунд Кристофферсен, заявил в интервью NRK, что он и его коллеги-политики побывали в Никеле, расположенном в 60 километрах от норвежской границы, и ужаснулись желто-черному дыму, который валит из труб расположенного там комбината. Г-н Кристофферсен утверждает, что эти выбросы «убивают все живое на десятки километров вокруг». По его словам, «16-летние усилия по сокращению выбросов комбината ни к чему не привели. Шесть лет назад Норвегия выделила 270 млн. крон (около 40 млн. долларов. – «НИ») на сооружение фильтров для труб комбината и на ряд других технических решений, которые должны снизить выбросы на 90%, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Что случилось с деньгами? Мы намерены задать этот вопрос отдельным чиновникам в норвежском правительстве».

Однако эмоциональная эскапада влиятельного политика, как считает ряд экспертов, вызвана не столько желанием подтолкнуть к конкретным действиям Осло, сколько стремлением повлиять на Москву.

Сооружение очистных сооружений для комбината в Никеле является совместным делом двух стран, но норвежцев возмущает пассивность российской стороны. Сроки начала работ неоднократно переносились, и сейчас установлена новая дата – 2008 год. По словам норвежской исследовательницы Маргарете Аансен, посвятившей многолетним переговорам по поводу Никеля докторскую диссертацию, диалог бесконечно затягивался по вине российской стороны: «Было тяжело понять, что же конкретно готовы сделать русские для модернизации комбината «Печенганикель». На каждое предложение норвежцев другая сторона тут же выдвигала контраргументы».

По данным норвежского Института по проблемам загрязнения воздуха, комбинат в Никеле выбрасывает около 100 тыс. тонн двуокиси серы в год, что в шесть раз больше суммарных выбросов всей норвежской промышленности и более чем в 200 раз превышает установленные ЕС нормы для отдельных промышленных объектов.

Основная часть ядов из-за ветров, дующих преимущественно в восточном направлении, оседает на Кольском полуострове, однако и того количества, что попадает в Норвегию, достаточно для того, чтобы у жителей северных губерний возникали проблемы со здоровьем, а большие участки леса умирали.

Модернизация комбината в Никеле с начала 1990-х годов стала символом всей работы норвежцев по очистке Кольского полуострова. Норвегия вместе с другими западными странами потратила несколько сотен миллионов долларов на различные экологические проекты на Кольском полуострове – от очистки атомных свалок и создания хранилищ для отработанного ядерного топлива до модернизации Кольской АЭС и разделки старых атомных субмарин. До последнего времени в Норвегии были убеждены, что деньги надо давать ради собственного спасения. Однако сейчас слышится все больше критических голосов.

«Нам следует пересмотреть нашу экологическую политику в отношении России, – утверждает губернатор провинции Финмарк Арне Педерсен, – российская экономика стала намного сильнее, и потому эта страна должна сама позаботиться об очистке собственной территории. Пример нового подхода надо продемонстрировать и в случае с Никелем. Деньги для модернизации комбината были обещаны в 1990 году, с тех пор многое изменилось, концерн «Норильскникель», которому принадлежит комбинат на Кольском полуострове, получает огромные прибыли, и потому должен сам позаботиться о природе и людях».

Норвежские СМИ сообщают, что последние годы чистая прибыль «Норильскникеля» составляла 2–2,5 млрд. долларов, но это предприятие заботится лишь об экономической составляющей своей деятельности, не думая об экологии. И норвежским политикам все труднее объяснить населению необходимость закачивать средства в страну, казначейство которой – как и кассы отдельных компаний – буквально ломятся от денег.

Однако представители «Норильского никеля», пообщавшиеся с корреспондентом «НИ», не согласны с подобной трактовкой событий. Как заявил заместитель директора горно-металлургической дирекции по развитию сырьевой базы «Печенганикеля» Игорь Камкин, «между Заполярным и Никелем появились зеленые деревья, раньше там было все черное». По его словам, свежие насаждения есть в cамом городе Заполярном – чтобы серые дома не ввергали в хандру, чтобы у людей было место для прогулок. Следующий этап – модернизация производства. Дабы зелень не чахла, нужно сделать производство менее вредным. Здесь-то и пригодился опыт зарубежных коллег, который использовали на новом, «Северном» руднике. Мы очень много оборудования зарубежных стран здесь используем. Например, под нами работают вентиляторная и калориферная. Причем это электрокалориферная – мы ушли на этой площадке от водяного отопления, перешли на электрообогрев. Кроме того, вся вода, которая откачивается с подземного рудника, подлежит поступлению в прудки, там осаждается, очищается и потом опять берется в технологию. По цеху обжига мы перейдем на технологию брикетирования, и тогда в Заполярном практически прекратятся выбросы сернистого ангидрида».

Александр Крупадеров, депутат Мурманской областной думы и председатель совета директоров ОАО «Кольская ГМК», в свою очередь, заявил, что «комбинат «Печенганикель» и Кольская горно-металлургическая компания делают немало для того, чтобы восстанавливать природную среду. Порядка 160 млн. средств компании в этом году мы планируем вложить в поведение природоохранных мероприятий. Для нас очень важно, что в Мурманской области проходит визит делегации парламентариев Северного Совета. Одной из задач этого визита является обсуждение хода реализации программы северных стран по сотрудничеству с Россией на 2006–2008 годы, а также изучение возможностей финансирования новых проектов на Северо-Западе России.

"