Posted 4 апреля 2010,, 20:00

Published 4 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:12

Updated 8 марта, 07:12

«Работал не за деньги – за подарки»

4 апреля 2010, 20:00
В конце минувшей недели премьер-министр Швеции Фредерик Райнфельд сообщил, что его правительство займется пересмотром законодательства, касающегося шпионажа. «Судебная реформа позволит разоблачить и наказать тех шпионов, которые разгуливают на свободе», – заявил премьер. Столь резкое выступление было вызвано разоблачен

Шведский премьер рассказал журналистам, что минюсту скандинавского королевства уже поручено выступить с законодательной инициативой, «чтобы появилась возможность разоблачить и отдать под суд большее число лиц, занимающихся сбором нелегальной разведывательной информации». Полиция безопасности SAPO предлагала провести соответствующую реформу еще в 2007 году, но политики тогда отвергли инициативу контрразведчиков из боязни быть обвиненными в создании полицейского государства. Теперь, по мере приближения выборов, намеченных на конец этого года, правительство боится упреков в прекраснодушии и попустительстве зарубежным агентам.

Резкую смену линии вызвала книга сбежавшего в 2000 году в США полковника Службы внешней разведки России Сергея Третьякова. Ранее он официально работал в качестве первого секретаря представительства РФ при ООН в Нью-Йорке. Последние три года перед «уходом» Третьяков действовал в качестве двойного агента, сотрудничая с американскими спецслужбами и выдав США многих российских разведчиков. Очередной жертвой перебежчика стал высокопоставленный шведский дипломат, о котором Третьяков написал в своей книге «Товарищ J. Ранее неизвестные тайны российского суперагента в США после окончания «холодной войны». Автор сообщает о сотруднике шведской миссии при ООН под кодовым именем Сильвестр, завербованном в конце 1990-х. «Медленно, но целеустремленно мы дожимали его с целью получения интересующей нас информации, и он оказался столь добр и вежлив, что не смог отказать нам», – пишет перебежчик. По его словам, Сильвестр регулярно снабжал СВР секретной и крайне ценной информацией о попытках бывших советских республик сблизиться с НАТО и ЕС, об игре вокруг Косово, а также о содержании информационных сообщений между странами–членами ЕС, проходившими под рубрикой Сoreu. Это закодированные секретные письма, касающиеся проблем безопасности. Засекречен даже сам регистр этих сообщений.

Третьяков, встретившись с корреспондентом шведской газеты Expressen во Флориде, рассказал, что Сильвестр был блестящим дипломатом, регулярно поставлявшим крайне важную для России информацию. Работал он не за деньги, хотя и принимал довольно дорогие подарки. Он хорошо знал русский язык, интересовался историей, и «кураторы» из СВР периодически преподносили ему редкие издания книг исторического содержания. Сильвестр проходил у российских спецслужб как «достоверный источник».

Имени сотрудника шведской миссии при ООН Третьяков не назвал, но сообщенных им деталей оказалось достаточно, чтобы журналисты Expressen его «вычислили». Как выяснилось, любитель исторической литературы едва не попал на высокий пост в святая святых ЕС – в SitCen (Ситуационный центр) в Брюсселе, являющийся эмбрионом общеевропейской разведки. Сильвестр был одобрен в 2002 году в качестве представителя Швеции в этой организации. Вероятно, лишь перспектива получить «русского агента» в евроразведке заставила американцев «слить» шведам информацию о Сильвестре. Прокурор Томас Линдстранд, специализирующийся на шпионаже, провел трехмесячное расследование, но закрыл дело «за недостатком улик». «Я лично уверен, что этот человек, окончивший школу военных переводчиков и работавший потом в службе технической разведки, прекрасно знал, на что шел, сообщая закрытые данные русским, – сообщил Линдстранд в интервью Expressen. – Однако формально его нельзя обвинить в шпионаже, поскольку соответствующая статья уголовного кодекса говорит лишь о «нанесении ущерба безопасности государства». В его случае ущерб напрямую Швеции нанесен не был».

Сильвестр начиная с 2002 года трудится в МИД Швеции. Его лишь отстранили от зарубежных командировок. Нынешнее законодательство страны не дает оснований даже уволить этого человека. «Да, я имел контакты с официальными представителями России во время моего пребывания в Нью-Йорке, однако данные, сообщенные обо мне в книге, не соответствуют действительности», – сухо прокомментировал Сильвестр все той же Expressen разоблачения Третьякова.

"