Posted 4 марта 2015,, 21:00

Published 4 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:44

Updated 8 марта, 03:44

«В связи с сохранением угрозы…»

«В связи с сохранением угрозы…»

4 марта 2015, 21:00
«Режим чрезвычайной ситуации» (юридический термин, обозначающий попадание страны под действие санкций или иных мер давления не военным путем) в отношении России был введен распоряжением Обамы № 13360 от 6 марта 2014 года. Согласно американскому законодательству, спустя год президент должен был или продлить, или отменит

То, что американский президент сделает именно такой выбор, сомневаться не приходилось. Дело даже не в личной позиции Обамы. Как бы ни относился он к нашей стране (а есть веские основания полагать, что многие представители нынешней администрации США не являются горячими сторонниками санкций против России, видя в них угрозу сотрудничества в борьбе с терроризмом), он просто не может себе позволить иного решения. Внешняя политика Обамы и так подвергается нещадной критике со стороны его многочисленных оппонентов как в республиканской, так и в его родной демократической партии. Насколько сильны оппоненты Обамы, показало недавнее выступление в конгрессе премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху – выступление, которому администрация Белого дома так и не смогла помешать. Критической речи израильского политика, в которой он обвинял Обаму в непоследовательности и нерешительности в защите интересов Америки (правда, речь шла только о внешней политике США на Ближнем Востоке), конгрессмены, среди которых были как демократы, так и республиканцы, аплодировали стоя. Едва ли в этих условиях Обама мог позволить себе злить своих оппонентов еще и «слабостью» на российском направлении.

Помимо санкций против конкретных лиц (помощника президента Вячеслава Суркова, депутата Елены Мизулиной и других) США ввели ограничения на деятельность и контакты с целым рядом российских банков и государственных компаний. Это, пожалуй, самая серьезная часть американских санкций. Некоторое время назад Обама даже заявил, что именно благодаря американскому давлению, как он выразился, «российская экономика порвана в клочья». Впрочем, в России к словам американского президента отнеслись с изрядной долей иронии, что объяснимо. «Как отразились американские санкции на российской экономике? Да, в общем-то, никак, – заметил в беседе с «НИ» эксперт Института экономической политики имени Гайдара Сергей Цухло. – Напротив, судя по последним данным за прошлый год, товарооборот между нашими странами вырос».

Действительно, согласно данным Росстата, в 2014 году товарооборот нашей страны существенно упал со странами ЕС и СНГ. А вот российско-американский товарооборот вырос на 7%. Что, разумеется, не делает наши страны крупными торговыми партнерами. На Россию приходится около 1% внешнеторгового оборота США (мы по этому показателю находимся для Америки на 24-м месте). Соответствующий показатель США во внешней торговле нашей страны составляет около 3% – чуть больше, чем у Южной Кореи. Этим, похоже, и объясняется то, что санкции США продлены без каких-либо проблем и проволочек. Более серьезные неприятности нашей стране следует ожидать в случае, если санкции против России резко ужесточит Евросоюз – прежде всего отключит нашу страну от системы передачи межбанковской информации SWIFT. Если же санкции останутся такими, какими есть сейчас, экономика нашей страны от них пострадает тоже не сильно. Достаточно сказать, что санкции США и ЕС, по подсчетам Института экономической политики имени Гайдара, отразились лишь на 6% российских предприятий.

"