Posted 4 февраля 2010,, 21:00

Published 4 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Бомба и море

Бомба и море

4 февраля 2010, 21:00
Грядущим летом все же состоится подъем германской подлодки времен Второй мировой войны, затонувшейу берегов Норвегии. Лодка U-864 с 68 тоннами металлической ртути на борту была обнаружена несколько лет назад. Конкурс, проведенный норвежским правительством, выиграла голландская компания Mammoet Salvage, прославившаяся п

История U-864 могла бы стать основой для хорошего голливудского триллера. Советские войска уже вели битву за Берлин, Третий рейх доживал последние недели, но Гитлер собирался продолжить борьбу – на этот раз с территории союзной Японии. Для этого была разработана операция «Цезарь» по переправке в Страну восходящего солнца последних технологических достижений. Первой в океанский поход отправилась в конце января 1945 года из Киля подлодка U-864, зашедшая для техобслуживания в норвежский Берген. На ее борту находились чертежи и отдельные узлы реактивных самолетов Ме-163 и Ме-262, радаров фирмы «Сименс», субмарин нового поколения и еще множества других разработок германского ВПК. В отсеках кроме 79 членов экипажа разместились ученые, направленные Берлином в союзную страну «ковать оружие победы». Основным грузом стратегических материалов на борту субмарины являлись контейнеры с ртутью. О походе U-864 стало известно союзникам, и за ней развернулась охота по всему океану. Эта подлодка, едва выйдя из базы 8 февраля 1945 года, столкнулась с техническими проблемами и была вынуждена всплыть, чтобы направиться назад для ремонта. Тут ее и подстерегла британская субмарина, выпустившая по цели четыре торпеды, одна из которых развалила «немца» пополам. Немецкая лодка рухнула на 150-метровую глубину около острова Федье.

О «ртутной субмарине» забыли на десятилетия, пока в начале 2000-х годов правительство Норвегии не получило письмо некоего немецкого инженера, сообщившего, что у побережья страны лежит «ртутная бомба», готовая рвануть в любой момент. В 2003 году ВМС Норвегии отыскали остов U-864, на поверхность подняли несколько стальных контейнеров с ртутью из тех, что были разбросаны вокруг лодки. Коррозия практически полностью разъела 5-миллиметровую крупповскую сталь. Лишь металл толщиной в 1 мм отделял яд от выброса в море. Проведенные в 2005 году учеными Института морских исследований Норвегии замеры показали, что ртуть начала потихоньку сочиться в воду. Ее содержание в одном килограмме донных пород составило 1, 653 миллиграмма при норме в 0,1 мг. Власти Норвегии призвали детей и беременных женщин не употреблять в пищу морепродукты, добытые в опасном районе. Что случится, если произойдет массовый выброс ртути, остается только гадать. В зоне риска оказался весь норвежский рыбный экспорт.

В результате правительство выделило около 3 млн. евро на дополнительные обследования страшной лодки, а затем решило провести международный конкурс на устранение ожидаемой «атаки из-под воды». Из 14 проектов в финал вышли четыре. Береговой директорат склонялся к устройству над субмариной бетонного саркофага как к наиболее дешевому варианту, однако под давлением общественности от него пришлось отказаться. Жители норвежского побережья выходили на демонстрации под лозунгом «Поднимите ртутную лодку». Саркофаг был лишь временным решением проблемы. В результате победу одержал проект голландской компании Маммоеt, основанный на опыте подъема подлодки «Курск», затонувшей, как и U-864, на 150-метровой глубине. Голландцы уверяли, что с «наследием» Третьего рейха они справятся, поскольку 155-метровый «Курск» был куда более крепким орешком. Он в два раза длиннее U-864, а весил в десять раз больше. Однако экспертиза, проведенная норвежским НИИ транспортной экономики, подвергла сомнению оптимизм голландцев. По мнению ученых, стоимость подъема в 100 млн. евро в итоге возрастет в два раза из-за того, что корпус U-864 куда менее прочен, чем у российской АПЛ. Меры предосторожности, необходимые при подъеме крайне хрупкой «посудины», обойдутся в лишние 100 млн. евро. Оценка итогов экспертизы привела к тому, что начало подъема, первоначально намеченное на нынешнюю весну, перенесли на лето. А стоимость спасения Норвегии от «ртутной мины» может достичь, с учетом выплат компенсаций рыбакам и другим пострадавшим, 300 млн. евро.

"