Posted 3 декабря 2014,, 21:00

Published 3 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

Рецидив греческой болезни

Рецидив греческой болезни

3 декабря 2014, 21:00
Оптимистичные сообщения последних месяцев об экономических успехах Греции после долгого и болезненного спада, не исключено, оказались преждевременными. В Брюсселе считают, что для полного выздоровления греческой экономике нужен очередной, третий пакет помощи. Министры финансов еврозоны уже обсуждали его размеры и остан

Долгие пять лет Греция считалась главным «европейским больным», и, согласно распространенной точке зрения, именно с нее в Европе и начался в 2009 году долговой кризис. Понятно на этом фоне желание греческого руководства побыстрее отказаться от атрибутов носителя этого незавидного титула, главными из которых являются многомиллиардные программы помощи. Сейчас подходит к концу вторая из них. В общей сложности жители Эллады уже получили и еще должны получить 240 млрд. евро.

Премьер-министр страны Антонис Самарас заявил два месяца назад в Салониках о близком окончании периода помощи от ЕС, ЕЦБ и МВФ и о рождении «новой Греции». Своей цели – аплодисментов и восторженных криков он добился. Гордые греки с большим энтузиазмом восприняли слова главы правительства о выздоровлении, но действительность говорит о том, что в Афинах слишком торопятся «закрывать бюллетень». Финансовые рынки являются самым чутким «врачом», и они явно показывают, что до полного выздоровления стране еще далеко. К примеру, если в начале сентября ставки по десятилетним гособлигациям находились на уровне 5,8%, то сейчас они выросли до 9%.

Желание избавиться от опеки тройки кредиторов понятно – те требуют в обмен на денежные транши все новых и новых мер жесткой экономии и снижения расходов, увольнения госслужащих, повышения налогов и сокращения социальных программ.

«Мы готовы к окончательному соглашению по завершению программы помощи, – заявил Антонис Самарас на конференции финансистов в Афинах. – Никто не имеет права обращаться с нами так, как это делалось два с половиной года назад, когда все вокруг рушилось».

Это резкое заявление премьер сделал всего лишь через три дня после того, как правительство Греции, не желая доводить дело до разрыва с кредиторами, подготовило очередной пакет мер жесткой экономии. Тройка на предложения Афин еще не ответила. У нее еще есть время до 8 декабря, чтобы определиться со своими действиями. Так что резкие слова Самараса могут быть попыткой надавить на кредиторов, которые в прошлом часто находили предлагаемые греками меры недостаточными и половинчатыми.

Пока же переговоры между Афинами и тройкой кредиторов по выходу Греции из второй программы в конце года идут ни шатко – ни валко с конца октября. Последний раунд состоялся в Париже и закончился безрезультатно. Кредиторы считают, что греки не выполнили всех условий по снижению дефицита бюджета до 3% и поэтому не могут получить последний транш в размере примерно 2 млрд. евро. Греческая делегация в Париже обвинила тройку в придирках. При этом Самарас жалуется, что кредиторы уже третий год подряд заставляют Афины идти на избыточно жесткие меры и что в этом году давление стало особенно невыносимым.

Тем не менее, новые предложения министерства финансов Греции на 47 страницах позволят сэкономить почти 1 млрд. евро. Их главная цель – убедить кредиторов, что Греция в состоянии выйти на дефицит бюджета в 3% от ВВП. Речь в частности идет об увеличении НДС для гостиниц с 6,5 до 13% (сами отельеры называют это «ножом в спину»), о двухлетней заморозке пенсий, о запуске так называемой «налоговой лотереи», направленной на увеличение собираемости налогов и других мерах.

В ноябре правительство Самараса внесло на рассмотрение парламента проект бюджета на 2015 год, не согласовав его с тройкой. В нем заложен дефицит бюджета в размере 338 млн. евро, что составляет всего лишь 0,2% от ВВП. Это, между прочим, первый фактически сбалансированный бюджет Греции за четыре последних десятилетия. А если не считать выплаты по долгам, то Афины и вовсе рассчитывают достичь профицита бюджета в сумме 3,3 млрд. евро или 3% от ВВП.

Однако в ЕС, ЕЦБ и МВФ с расчетами правительственных финансистов не согласны и считают, что в итоге будет дефицит в районе 3% ВВП. Несмотря на то, что эта цифра соответствует трехпроцентному правилу Евросоюза, кредиторы попросили Афины сократить в 2015 году расходы еще на 1,8–3,5 млрд. евро.

В Брюсселе также считают, что программу помощи нельзя заканчивать в конце декабря, а следует продлить еще на шесть месяцев – до лета следующего года. Как объясняют в Еврокомиссии, для исключения непредвиденных сложностей и инцидентов.

Афины считают предостережения ненужными и в доказательство своей правоты приводят собственные аргументы – рост экономики впервые с 2007 года, снижение безработицы и рекордные 23 млн. туристов, которые уже посетили и еще посетят Грецию в этом году.

"