Posted 3 декабря 2013,, 20:00

Published 3 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Праздник непослушания

3 декабря 2013, 20:00
С этой недели ученики шведских школ имеют право сидеть на уроках, в чем хотят – даже в куртках и вязаных шапках. Они вправе также пользоваться мобильными телефонами, если это не мешает другим. Такое решение государственного ведомства школьного образования (Skolverket) всколыхнуло Швецию, будто бы речь идет об атаке тер

Тысячи читателей и педагогов засыпали газеты возмущенными «мейлами» и оборвали редакционные телефоны, утверждая, что теперь и без того никудышная дисциплина в школе исчезнет окончательно. «Учителя должны быть крайне осторожны в своих требованиях. Хотят дети сидеть, в чем хотят, или играть в мобильники на уроке, пусть это делают», – отстаивает свое решение генеральный директор Skolverket Шель Хедвалль. В 2007 году в стране был принят закон, согласно которому преподаватели получили право изымать сотовые телефоны у своих подопечных на время урока, если, по их мнению, это мешало процессу обучения. Большинство учителей именно так и считали, полагая, что школьник, прочесывая Facebook или слушая с наушниками музыкальный клип на Youtube, «выпадал» из урока, даже если он не мешал своим товарищам. Теперь педагоги лишились одного из своих немногих завоеваний в безнадежной войне за школьную дисциплину.

«Решение Skolverket означает для нас катастрофу. Если ученик во время лекции занят посторонними делами, он не освоит материал, и мы должны принимать меры по его подтягиванию. Это означает дополнительные лекции, беседы, встречи с родителями, пересдачи. В результате масса времени, которое могло быть посвящено другим детям, уходит на отстающего», – возмущается на страницах газеты Svenska Dagbladet преподаватель Гебе Андерссон.

Падающая дисциплина в школе и бесправие учителей стали в последние годы темой обсуждения на самом высоком политическом уровне. В течение десятилетий Швеция отходила от «прусской дисциплины» в классе, считая, что это неприемлемо в демократическом обществе и оскорбляет чувство собственного достоинства представителей младшего поколения. В итоге была незаметно пересечена «точка не возврата». Многие шведские классы превратились в клетки с тиграми, куда каждый день вынуждены заходить затюканные педагоги, лишенные эффективных методов воздействия на хулиганов.

Как показал недавний опрос, проведенный институтом по изучению общественного мнения SIFO, подавляющее большинство шведов выступают за ужесточение дисциплины в школе. 73% опрошенных считают, что учитель должен оставлять бузотеров после урока, 91% поддерживают практику изымания мобильников во время лекции, 89% выступают за право учителя выгонять из класса детей, мешающих остальным. Тот же опрос SIFO показал, что работа учителя, еще в 60-е годы считавшаяся в стране престижной, скатилась в самый низ списка профессий, едва опережая уборщиков и официантов. Школьное ведомство, казалось бы, прислушалось к критике в свой адрес. Оно ввело так называемую «лестницу мер», которой обязан пользоваться учитель, наводя порядок в классе. Сначала он должен предупредить нарушителя спокойствия. Если это не помогает – выдворить его из класса. В случае повторения нарушений позволено оставлять хулигана после уроков, а также обращаться к директору школы для принятия санкций. Однако на практике работает лишь первая ступенька в «лестнице мер» – предупреждение. Если учитель требует у нарушителя порядка покинуть класс, а тот отказывается, ничего не происходит. Любая попытка прикоснуться к ученику или повысить на него голос воспринимается как физическое или психическое насилие и приводит к дисциплинарным или денежным наказаниям блюстителя дисциплины. Десятки шведских учителей уже побывали под судом и получили обвинительные приговоры, своими примерами ясно дав понять прочим: с малолетними хулиганами лучше не связываться.

На стороне бузотеров – не только влиятельные общественные организации и партии левого толка, стоящие на страже прав личности, но и врачебное сообщество. Хулиганов в Швеции относят к категории гиперактивных детей, страдающих скрытой формой психического расстройства, и потому относиться к ним следует как к больным. По мнению некоторых экспертов, таких несчастных в Швеции чуть ли не четверть всех детей. При этом их следует обучать вместе с обычными школьниками, дабы не дискриминировать инвалидов. «В сегодняшних шведских классах слишком шумно? Возможно. Просто раньше преподавание велось в форме монолога учителя, а сейчас практикуется диалог. «Недовольным надо привыкать к более прогрессивным методам обучения», – отметает критику в свой адрес Шель Хедвалль.

"