Posted 3 сентября 2009,, 20:00

Published 3 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:34

Updated 8 марта, 07:34

В «Союзе» с Европой

В «Союзе» с Европой

3 сентября 2009, 20:00
На этой неделе эксперты Европейского космического агентства (ЕКА) заявили о намерении закупить у России пилотируемые корабли «Союз», чтобы отправлять своих исследователей на Международную космическую станцию. Однако может получиться так, что скоро летать будет просто некуда. Ведь многомиллиардные затраты на проект МКС,

По словам Симонетты ди Пиппо, директора пилотируемых программ ЕКА, сделка с компанией «Энергия», выпускающей «Союзы», может быть заключена в ближайшие месяцы. «Нам бы хотелось, чтобы с 2013 года на орбиту отправлялся как минимум один европейский астронавт», – пояснила она. Интерес европейцев к российским пилотируемым кораблям вполне объясним. В ближайшие пару лет, когда уйдут на заслуженный отдых ветераны американской программы по исследованию космоса – «шаттлы», летать на орбиту можно будет лишь на наших «Союзах».

Своих космических кораблей, способных возить экипажи астронавтов в околоземную «гостиницу», не хватает ни у ЕС, ни у США. Причем европейское «орбитальное такси» ATV изначально проектируется как транспорт в один конец. То есть космонавтов на МКС этот аппарат, конечно, доставит, а вот назад лететь уже не сможет. Более продвинутый американский транспортник Orion даже при благоприятном стечении финансовых обстоятельств (все-таки в мире продолжается экономический кризис) устремится в звездное небо не раньше чем через пять-шесть лет. В этот-то зазор и устремились российские «спецы» космического бизнеса.

Первые переговоры между «Энергией» и ЕКА прошли на состоявшемся в августе в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2009. Интерес здесь обоюдный. Никому не хочется бросать на произвол судьбы МКС, стоившую землянам уже свыше 500 млрд. долларов. Европейцы хотят надежно прописаться на орбите, нашим же надо избавиться от устаревших «Союзов». Действительно, несмотря на многочисленные модернизации, концепция этих космических кораблей, проектировавшихся еще на заре космонавтики, устарела. Возможность извоза всего двух-трех человек, ограниченное маневрирование на орбите, устаревающая элементная база – все это, увы, говорит, что ветерану пора на пенсию. Обе договаривающиеся стороны прекрасно понимают, что сделка по «Союзам» – лишь временная мера, не способная решить полностью проблему полетов к МКС.

Однако может оказаться и так, что скоро и летать-то просто будет некуда. МКС вполне может разделить участь российской орбитальной станции «Мир», затопленной в океане. Как сказал «НИ» бывший президент российского отделения крупнейшей американской авиационно-космической корпорации United Technologies Ричард Броди, «ни одна, даже самая крупная фирма в мире не может в одиночку осуществлять такие проекты, это касается и проектирования, и производства космической техники». Поэтому если бы не международное партнерство США, ЕС, России, Японии и других стран, то чудо техники – МКС – никогда бы не появилась на околоземной орбите.

Однако, хотя станция уже поглотила сотни миллиардов долларов, внятного ответа на вопрос, зачем она существует, так и нет. При этом львиную долю расходов – четыре пятых бюджета МКС – несут на себе США. А финансовая отдача от гигантского космического отеля практически нулевая. Кстати, как раз сейчас в НАСА обсуждается бюджет на будущий год. Бюджетные ограничения вполне могут привести к резкому урезанию или даже со временем прекращению американского финансирования. Как пишет Washington Post, руководитель программы МКС в НАСА Майкл Саффредини заявил, что в первом квартале 2016 года станция будет убрана с орбиты. Из-за нехватки средств ее, возможно, как и «Мир», тоже затопят в океане. В этом случае сделка между ЕС и РФ по «Союзам», предназначенным для полетов к МКС, вообще теряет всякий смысл. Так что совместные российско-европейские проекты в области пилотируемой космонавтики будут напрямую зависеть от продолжения партнерства между нашей страной и США.

Но по словам Ричарда Броди, сотрудничество с Москвой сулит всем – и россиянам, и европейцам, и американцам – большие возможности. Он рассказал, что «сейчас только две фирмы в мире изготавливают скафандры для астронавтов – российская и американская. Они ведут переговоры о партнерстве в области разработки новых технологий, а космический бизнес в двадцать первом веке является глобальным бизнесом». Однако если технологическая цепочка, связывающая участников проекта МКС, оборвется, то рухнет вся заоблачная конструкция.

"