Posted 3 сентября 2006,, 20:00

Published 3 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Экс-президент Украины Леонид Кравчук

Экс-президент Украины Леонид Кравчук

3 сентября 2006, 20:00
Завтра открывается очередная сессия Верховной рады Украины, что знаменует собой начало нового политического сезона. Минувшим летом Украина пережила немало драматических событий, в результате которых в премьерское кресло вернулся Виктор Янукович, ранее выступавший в качестве главного оппонента «оранжевой» власти. Своей

– Некоторые политики, в частности глава украинского МИД Борис Тарасюк, заявляли о том, что политический кризис на Украине был спланирован в Москве. Вы согласны с такой точкой зрения?

– У нас всегда ищут виноватых. Кто виноват? Для одних – Москва, для других – Брюссель, для третьих – Вашингтон. Только не мы сами. А во всем виноваты мы сами! А именно – политический бомонд, который народ привел к власти. Он несет ответственность за все: отсутствие профессионализма, отсутствие дипломатического опыта, неспособность занимать принципиальную позицию там, где ее нужно занимать. За выскакивание из ситуации в зачастую неприличном состоянии. Так в международной политике не действуют. Должностные лица не имеют права делать заявления, если они не опираются на документы и факты. Я не могу сказать, есть ли у господина Тарасюка в сейфе такой документ. Но если бы он был, российские журналисты уже давно бы его опубликовали.

– Что именно? Сценарий политического кризиса на Украине за подписью Путина?

– Вы зря иронизируете. Когда я был президентом, Ельцин подписал специальный документ закрытого характера «Стратегия России во внутренней и внешней политике». Там прямо говорилось, что Украина входит в зону интересов России, и Россия будет делать все, чтобы Украина осталась в рамках этих интересов. Документ такой был. Но я, честно говоря, не думаю, что такой сценарий мог теперь разрабатываться в России. После парламентских выборов суммарное большинство в парламенте было на стороне «оранжевых». На их стороне была власть в регионах. Было свое правительство. На их стороне – президент. Но они думали не об Украине. Они думали о кресле. Они несут полностью ответственность за проблему, которую можно было решить очень просто. Хотели больше, чем могли, и… развалились. Кто им помогал развалиться? Москва? Нет. Собственная алчность.

– На днях появилась информация о том, что на заседании кабинета министров было решено отнять у президента право давать свои поручения правительству. Это первый шаг к тому, чтобы полномочия главы государства урезать до презентационных?

– По конституции президент остается сильной фигурой. Потому что его влияние на кадры достаточно мощное. Он назначает всех глав областей, вносит предложения в Верховный совет, касающиеся силовых министров, министра иностранных дел. Он влияет на назначение генпрокурора, главы Службы безопасности. Второе. Указы президента обязательны для исполнения на всей территории Украины, в том числе и для кабинета министров. То есть указ президента является документом общенационального характера. Третье. Президент – главная фигура в проведении внешней политики. Таким образом, говорить, что должность президента в Украине является формальной, не приходится.

– Если решение кабмина – не урезание полномочий, то что?

– Очевидно, речь идет о том, чтобы от имени президента не давали поручений кабинету министров, как это было раньше. Дает, к примеру, поручение помощник президента, ссылаясь на президента. Мне лично говорила Юлия Владимировна Тимошенко, в бытность ее премьером, что она совершенно не владела ситуацией. Она не знала сколько, кто и кому из администрации президента дает поручений. Я согласен, таких поручений никто давать не должен. Но если президент в письменном виде дает поручение, его нужно выполнять согласно Конституции.

– И все-таки, в чьих руках сейчас реальная власть?

– Исполнительная власть реально в руках правительства. Большинство в Верховном совете создает правительство, и оно вместе с коалицией отвечает за состояние экономического, социального и духовного развития страны. Так должно быть. Не должно быть два центра руководства. У нас до нынешних изменений в Конституции правительство не играло ведущей роли. Оно было на вторых ролях, выполняя директивы президента. И я хочу сказать, что часто президент, не разобравшись в деталях, мог давать не совсем продуманные поручения, потому что администрация президента была вторым центром управления. Посмотрите, когда пришел Ющенко, какими полномочиями он наделил Совет национальной безопасности! А еще создал какую-то новую структуру, которую назвал кабинетом президента и посадил там руководить Третьякова (Александр Третьяков – депутат парламента от «Нашей Украины». – «НИ»). Что это за должность такая? Где в Конституции числятся такие должности? Страна об этом не знает. Поэтому в старом парламенте очень бурно обсуждался вопрос: на каком основании президент и его администрация забирают себе функции исполнительной власти, которые по конституции и тогда принадлежали кабинету министров. Я хочу сказать, что исполнительная власть должна находиться в одних руках.

– То есть сейчас она в руках Януковича?

– Она в руках правительства. Давайте будем так говорить.

– Есть ли угроза того, что по тем или иным причинам президентский срок Виктора Ющенко завершится досрочно?

– Я так не думаю. Если президент Ющенко будет придерживаться конституции и не выходить за рамки своих полномочий, не будет причины для конфликта. Но, к примеру, когда президент говорит, что внешнеполитический курс будет неизменным, тут сразу возникает вопрос: на что он опирается? По конституции, новая Верховная рада должна утвердить основы внутренней и внешней политики в стране. Вот какие основы парламент утвердит – это и будет наша внутренняя и внешняя политика. Но до их утверждения говорить, что ничего не изменится,– я бы тут был более осторожным.

– А как же Универсал национального единства, под которым поставили подписи лидеры всех политических сил, входящих в парламент, за исключением Тимошенко? Самые острые споры как раз и вызвали вопросы внешней политики.

– Универсал – это не документ. Это пожелания. Он не имеет никакой юридической силы. На Украине имеют правовую силу законы, указы президента, кодексы и распоряжения правительства. Они обязательны для исполнения. А универсалы, декларации – это намерения и призывы к тому, чтобы действовать именно так. Когда-то я изучал международную историю. Особенно ее экономическую часть. В свое время были так называемые джентльменские соглашения. Вот собираются бизнесмены, договариваются, жмут друг другу руки, и это называлось джентльменским соглашением. Если человек нарушит договор, то его исключают из джентльменского клуба.

– Вы считаете, что Янукович, Мороз, Симоненко, Бессмертный – это клуб джентльменов?

– Я так не хочу сказать. Кстати, Ющенко сюда тоже относится. (Смеется.) Я не хочу сказать, что они джентльмены, потому что за это время было столько всяких отступлений от договоренностей, что, назвав их джентльменами, я бы погрешил перед собственной позицией. Я только хочу подчеркнуть, что среди законодательных документов Украины никакие универсалы не числятся. В истории Украины были универсалы. При президентстве Грушевского (в 1918 году. – «НИ»). Но тогда универсалы подписывали как законы, и они имели правовую силу.

– Почему же вокруг этой бумаги велись такие баталии и ночные бдения?

– Универсал помог разрешить политический кризис на Украине. Не было бы этого соглашения, была бы очень сложная ситуация. Он сориентировал политиков на какие-то ценности. Но его невыполнение не влечет никакой ответственности.

– А как бы вы поступили на месте Ющенко?

– Я бы сказал: хочет Мороз быть председателем парламента? Пусть будет. Тимошенко – премьер. Пожалуйста. Я бы даже не думал об этом. Я бы не сомневался. Он же понимал, что другого варианта нет. А собирать всех и говорить: «Друзья, пожмите друг другу руки» – это можно. Но в ресторане, если мужчины женщин не поделили. А это большая политика! Если тебя используют, то кто виноват? Не позволяй этого делать. Будь умнее! Янукович взял власть силой? Нет. Создалось другое большинство, приняли решение, и президента загнали в глухой угол.

– Одним из аргументов Ющенко в пользу кандидатуры Януковича было желание объединить восток и запад страны. Сохраняется ли опасность раскола?

– Раскол есть. Не было в истории независимой Украины, когда бы его не было. В период моего президентства мы более или менее начали понимать ситуацию. У меня была политика, учитывавшая интересы всей страны, а не одного или двух регионов. Когда меня называли «хитрым лисом» или говорили, что я действую «между капельками», – это как раз из-за той политики, которую я проводил, чтобы не раздирать Украину, а объединять. Такая у нас страна. Она Богом нам дана такая. И мы должны из нее сделать хорошую, умную, богатую Украину. Должны. А это можно сделать, только объединив народ.

– Приход Януковича во власть – это возвращение режима Кучмы?

– Нет. Уже во втором туре президентских выборов он заявил, что является оппозицией по отношению к Кучме. Его программа на президентских и на парламентских выборах полностью отличается от того курса, который проводил Янукович, будучи премьером при президенте Леониде Кучме. Это означает, что Янукович по-новому посмотрел на жизнь. Он мыслит категориями европейского политика. Он придерживается пока того, что говорит. А как будет дальше, зависит от трех человек – Ющенко, Мороза и самого Януковича. Пока они держатся. И я верю в то, что они учли все предыдущие ошибки. Вот сравните выступление Ющенко на нынешнем 15-летии независимости (24 августа 2006 года. – «НИ») и его речь год назад. Тогда он свел все к Майдану. А сейчас о Майдане вспомнил только один раз. То есть он понял, что 15 лет – это 15 лет, а не один или два года. И до него были люди, которые что-то делали для страны. Другой Ющенко уже выступал.

– Леонид Макарович, а каким вы видите свое политическое будущее?

– Меня пока все устраивает. Вот сейчас я не депутат и получаю от этого истинное удовольствие. Я депутатом был 26 лет! Когда я кому-то об этом говорю, то мне отвечают, что столько не живут. (Смеется.) Я все должности, какие были на Украине, занимал. Что я сейчас еще хочу? Чтобы развивалась Украина. Чтобы к власти пришли умные и интересные люди, способные, богатые духовно, с высокой культурой. Чтобы мне лично не было стыдно за Украину.

– Что вы для этого делаете?

– У меня есть фонд. Есть общественная организация «Объединим Украину». Я через нее как могу влияю на ситуацию, на регионы. Я публично выступаю. Я лично общаюсь с премьером, спикером, президентом.

– Новый политический сезон на носу. А где вы отдыхали в этом году?

– Последние годы я отдыхаю только на Украине. Хотя отдыхал несколько раз на Кипре. Три года назад отдыхал в Словении. Там очень полезная для меня вода. А так езжу в Крым, в Карпаты. В этом году был в Трускавце. Нашел интересное место. Там есть здравница завода «Южмаш». Я позвонил, узнал, где мне там приткнуться. Просто, чтобы не было проблем. Меня же все знают. К примеру, в Трускавце километр двести метров идти от корпуса до воды. Туда и назад, три раза в день. Я когда проходил эту дорогу, то давал не меньше 5–6 интервью. Все меня обступали, просили автографы, просили сфотографироваться. Меня очень радовало, что люди искренне хотят пообщаться.

СПРАВКА

Леонид Макарович КРАВЧУК родился 10 января 1934 года в Ровенской области. Образование высшее, окончил в 1958 г. Киевский государственный университет, в 1970 г. – Академию общественных наук при ЦК КПСС, кандидат экономических наук. В 1988–1990 гг. – заведующий идеологическим отделом, секретарь ЦК КПУ, в 1990 г. – второй секретарь ЦК КПУ. В 1989–1990 гг. – кандидат в члены политбюро, в 1990–1991 гг. – член политбюро ЦК КПУ. В 1990–1991 гг. – председатель Верховной рады Украины, в 1991–1994 гг. – президент Украины. В 1998–2002 годах – член Комитета по иностранным делам и связям с СНГ Верховной рады. В парламенте прошлого созыва он возглавлял фракцию социал-демократической партии Украины. Леонид Кравчук также являлся членом Комитета по иностранным делам и связям с СНГ. Сегодня он возглавляет общественную организацию «Объединим Украину».

"