Рус
Eng
Ниспровержение змия: как в Скандинавии решают алкогольную проблему

Ниспровержение змия: как в Скандинавии решают алкогольную проблему

4 июля 2018, 11:01В мире
Тамошние магазины заинтересованы не увеличении, а в сокращении продаж алкогольных напитков

Эта проблема, кажется, в России будет вечной - алкоголь. Сколько ни пытается (хотя бы на словах) власть ее решить, не получается почти ничего, а если что-то и получается, как у Горбачева, то очень скоро все возвращается на свои места. По данным социологов, которые приводит в ФБ общественный деятель Алена Попова:

  1. 30.5% смертей в России связаны с потреблением алкоголя. Первое место в мире. Например, в Швеции этот процент в 9 раз меньше, а в Норвегии - в 15 раз меньше.
  2. «Алкогольный вклад» в сокращение жизни составляет 20 лет для мужчин и 17 - для женщин. Россия находится в мировых лидерах по смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
  3. В 2016 году официально зафиксировано более 440 154 преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
  4. 82% от общего количества убийств, дошедших до суда, так или иначе связаны с алкоголем.
  5. Если муж употребляет алкоголь ежедневно или почти ежедневно, с 19% вероятностью в течение года он применит физическое или сексуальное насилие по отношению к своей жене. Если муж пьет редко, вероятность насилия в 10 раз ниже – 2%.
  6. На алкоголь уходит значительная часть бюджета семей, особенно среди малообеспеченных граждан.

Между тем, для решения этой проблемы требуется только одно – воля. Такая, к примеру, как в скандинавских странах, которые задачу, стоявшую перед ними еще недавно очень остро, решают последовательно и неуклонно.

В Швеции, Норвегии, Финляндии алкоголь крепче 3-5% продается только через специализированные государственные сети магазинов. Так государство не допускает, чтобы частные компании в погоне за прибылью спаивали граждан. Система выстроена таким образом, что у магазинов нет заинтересованности в увеличении продаж алкоголя. Наоборот - они заинтересованы в снижении потребления алкоголя.

Systembolaget - государственная сеть алкогольных магазинов в Швеции. Единственные магазины в стране, которые могут продавать алкоголь крепче 3.5%. Минимальный возраст покупки алкоголя в Systembolaget составляет 20 лет. В шведских ресторанах и барах при этом покупать алкоголь можно с 18 лет. Но только для немедленного потребления (бутылки должны быть открыты, взять с собой домой нельзя). Законом запрещены скидки вроде «купи 1 - получи вторую бесплатно». Ни у одного товара не должно быть преимуществ в магазине перед другими. Например, нельзя поставить определенную марку пива в холодильник. Если магазин хочет продавать холодное пиво, ему придется поставить все виды пива в холодильник, а это очень дорого. Все производители должны быть представлены в магазине одинаково. Все товары продаются с одинаковой наценкой. В Systembolaget запрещено продавать алкоголь пьяным. Производителям алкоголя запрещено продавать алкоголь напрямую покупателям. Systembolaget закупает рекламу, рассказывающую о негативных эффектах употребления алкоголя.

В России, к сожалению, все совсем не так. Алкоголь с красочными скидками часто продается прямо при входе в обычные продуктовые магазины. Бутылка водки стоит как килограмм огурцов, так что именно водка становится для многих граждан и завтраком, и обедом, и ужином. Алкоголь нужно убирать с глаз долой. Как это уже сделали с табачной продукцией. Запретить навязывать алкоголь покупателям. Да, уровень потребления алкоголя будет снижаться, если изменятся фундаментальные факторы: увеличится уровень жизни, улучшится образование, появятся хорошие рабочие места, ЗОЖ станет нормой. Но в наших условиях эти проблемы решать придется очень долго, а запретить всовывать бутылки в руки граждан можно очень быстро.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter