Posted 3 июля 2014,, 20:00

Published 3 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:22

Updated 8 марта, 04:22

Здравствуй, армия

Здравствуй, армия

3 июля 2014, 20:00
Правительство Японии единогласно приняло решение «изменить трактовку» знаменитой 9-й статьи конституции страны, в которой провозглашается отказ этого государства от войны как способа ведения международной политики и соответственно от создания собственных вооруженных сил. Согласно измененной трактовке, силы самообороны

Возле государственных учреждений страны идут митинги. Крайне левые, не стесняясь в эпитетах, выражают свое неудовольствие решением премьера Синдзо Абэ покуситься на 9-ю статью, которая считается (или, вернее будет сказать, считалась) основой основ послевоенного устройства Японии. Пресловутая статья, принятая после Второй мировой, является своеобразным символом отказа страны от милитаристского прошлого. И вот теперь правительство покусилось на эту «священную корову».

Нельзя сказать, что это произошло так уж неожиданно. Ведь тот же Абэ и его Либерально-демократическая партия пришли к власти в 2012 году как раз под лозунгом отмены пресловутой «пацифистской» 9-й статьи конституции, запрещающей государству иметь армию. Это вовсе не отпугнуло избирателей. Скорее наоборот: популярность премьера все продолжает расти, несмотря даже на повышение цен и налогов, – то, что избиратели в любой стране мира (Япония не исключение) очень и очень не любят. Политологи даже говорят, что нынешние высокие рейтинги Абэ не предел и, возможно, его скоро поддержат те, кто никогда не поддерживал. Характерно, кстати, что среди противников пересмотра 9-й статьи нет даже всех левых. Например, Абэ поддерживает японская компартия, имеющая в парламенте небольшую, но весьма заметную фракцию.

В чем же дело? А в том, что Абэ всего лишь предлагает называть вещи своими именами. Ведь армия у Японии уже давно есть. И миссии за рубежом она выполняет – скажем, в Ираке и Персидском заливе. Более того, мало найдется в Японии профессий, которые бы пользовались таким всеобщим уважением, как профессия военного.

В праздники и фестивали, когда на улицах веселятся люди, кое-где можно заметить не очень приметные палатки. На одной из них обычно висит надпись «пожарные», на другой – «военные». Здесь любой желающий может если не попробовать записаться в силы самообороны Японии, то хотя бы примерить бронежилет или подержать в руках боевое оружие, почувствовав, таким образом, себя в образе защитника отечества – представителя престижной и очень хорошо оплачиваемой профессии.

Самих защитников среднестатистический японец видит не часто. А если видит, то порой не догадывается, кто перед ним стоит. Ведь в форме военнослужащие по стране не ходят. Такое здесь правило: покинул военную базу, ушел в увольнительную – будь любезен, смени форму на гражданскую одежду. Разве что во время столь частых в Японии стихийных бедствий, когда армия спешит на помощь мирному населению, японцы могут увидеть людей в военной форме. И это обстоятельство еще больше способствует росту авторитета армии в стране.

При этом японцы отлично понимают, что их силы самообороны давным-давно отнюдь не «игрушечное» войско, каким оно вроде бы должно быть, исходя из названия и духа пацифистской статьи конституции. На сегодняшний день японская армия (будем уж называть вещи своими именами) – сильнейшая в регионе. Ну а флот запросто посоперничает с американским и по оснащению, и по подготовке личного состава. Японцы это особо не афишируют. Учения и подготовка вооруженных сил проходят здесь по-азиатски тихо и не публично. Даже на парадах вы никогда не увидите «серьезной» военной техники. Так, джипы да показательные выступления авиации – вот и все, что японские военные считают нужным продемонстрировать широкой публике. Зато военные специалисты и просто все, кто интересуется темой, прекрасно знают о том, что силы самообороны проводят учения, где регулярно демонстрируют превосходную боевую выучку.

Есть и еще один момент, который позволяет Абэ уверенно говорить о том, что курс на «милитаризацию страны» (это из терминологии крайне левых) будет понят обществом, – это международная обстановка. Территориальные споры Японии прежде всего с ее соседями – Китаем и Южной Кореей – то и дело дают о себе знать. Не случайно во время парламентской предвыборной кампании 2012 года отмену 9-й статьи почти 40% опрошенных, по данным японских социологов, одобряли, ссылаясь на «сложную геополитическую ситуацию». 27% японцев, кстати, считали, что статью надо отменить в любом случае. Сейчас таких безоговорочно поддерживающих отмену аж 58%. В этих условиях неудивительно, что Абэ решился на «корректировку».

"