Posted 3 июня 2007,, 20:00

Published 3 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:34

Updated 8 марта, 08:34

Схватка слез и эмоций

3 июня 2007, 20:00
В минувшую пятницу голландский телеканал BNN продемонстрировал реалити-шоу «Большой донор», посвященное проблеме трансплантации почек. В проведенных накануне опросах 75% голландцев заявляли, что не будут смотреть эту программу, поскольку им отвратительна ее основная идея: смертельно больная женщина выбирает, для кого о

Наверно, лишь воскрешение из мертвых в прямом эфире могло бы больше заворожить мир, чем скандальное реалити-шоу голландского телеканала BNN. Медиа-эксперты сразу скептически отнеслись к обещаниям телезрителей выключать телевизоры во время этой передачи. «Обычное ханжество. Скоро выяснится, что передачу смотрела вся нация», – заявил один из них «Новым Известиям». Так и произошло. В телеэкраны впились все, в том числе министр образования и средств массовой информации Роналд Пластерк, от которого требовали запрета «опасного» теле-шоу.

Тридцатисемилетняя Лиза, умирающая от рака головного мозга, должна была в прямом эфире подарить одну из своих почек кому-то из трех страждущих. Телеканал BNN объяснил, что целью чудовищного «боя гладиаторов» было привлечение внимания общества к нехватке органов для пересадки. «У каждого из конкурсантов есть 33-процентная надежда получить почку. В обычной очереди на трансплантацию им бы пришлось ждать четыре с половиной года с ничтожными шансами на успех», – отбивался от нападок критиков глава BNN Лауренс Дриллих. Передача, по его словам, была посвящена памяти основателя канала Барта де Грааффа, который умер в 35-летнем возрасте пять лет назад, так и не дождавшись почки для трансплантации.

Масла в огонь подлило заявление Объединения врачей Голландии, призвавшего все медицинские учреждения страны отказаться от операции по пересадке «телевизионной почки».

Ожидалось, что в конце шоу ведущий объявит не только имя победителя, но и название госпиталя, отважившегося пойти против всех. Первой в студию вошла вся в светлом, как ангел, «умирающая Лиза». Она держалась чуть отстраненно, точно уже воспарила над земной суетой. «Ситуация заставляет меня чувствовать себя Богом», – смущенно пошутила Лиза. «Скорее, Санта-Клаусом», – поправил ее ведущий.

«Лиза отсеяла на первом этапе 22 из 25 кандидатов, – пояснил ведущий, – она решила, что получить почку должен человек моложе 50 лет, некурящий и работающий. Слишком молодым реципиент также не должен быть, поскольку в юном возрасте легче получить материал для трансплантации». Напротив Лизы на подиуме сидели трое финалистов: темнокожая 29-летняя Шарлотт, заболевшая в 15 лет, и двое белых, 19-летний Винсент и 36-летняя Эстер-Клэр. Началась схватка слез и эмоций. Каждый из троих рассказал о себе, в студии показали домашние видеофильмы, фотографии, были прослушаны душераздирающие истории друзей и родных финалистов. «Пожалуйста, присылайте СМС-сообщения, помогите мне принять правильное решение», – периодически взывала к телезрителям Лиза.

Ведущий объявил результаты СМС-голосования. 38% голосов набрала Шарлотт. Остальные получили по 31%. Возможно, симпатии большинства людей оказались на стороне темнокожей претендентки, поскольку она пережила лишь одну операцию по пересадке почки, которая была отторгнута через год. Винсент пережил две неудачные трансплантации, Эстер-Клэр – целых три.

Но окончательное решение должна была вынести Лиза. И в этот момент вмешался ведущий: «Мы не могли пойти так далеко, чтобы в действительности ставить на кон почку. Перед вами – не умирающая Лиза, а вполне здоровая актриса Леони Геббинк. А вот трое соперников – настоящие почечные больные, ждущие орган для трансплантации. Они знали, что не получат желанного приза, но согласились участвовать в программе, чтобы привлечь внимание общества и правительства к проблеме нехватки доноров».

Зрители аплодисментами отреагировали на сообщение о том, что стали жертвами блефа. Дружный вздох облегчения издали и власти Голландии. Министр образования, отстоявший программу, заявил, что телеканал BNN сработал блестяще, сумев взбудоражить всю страну, но при этом не переступив грани допустимого с этической точки зрения.

Итогом грандиозного розыгрыша станет увеличение списка доноров в Голландии (во время программы ведущий многократно призывал зрителей заполнять донорские карточки) и, возможно, либерализация законодательства о правилах трансплантации. Тысячи потенциальных доноров как в Голландии, так и в других странах Европы хотели бы, как и «Лиза», знать, кто получит после смерти их «запчасти», а также иметь возможность самим выбрать симпатичного им человека. Как показывают опросы, многие люди отказываются заполнять карточки доноров именно из-за анонимности всей процедуры. «Если бы я знал, что кто-то после моей смерти будет благодарен мне за жизнь, хоть иногда придет на мою могилу или иногда просто вспомнит обо мне, я бы завещал свое тело «на разделку», – так выглядит весьма распространенный ответ тех, кто пока не готов отдать свои тела в обезличенный донорский банк.

"