Posted 3 июня 2004,, 20:00

Published 3 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Просверлить «нормандскую дырочку» в памяти / Рядовой Райан и спасение от стереотипов / Канцлер нового поколения

3 июня 2004, 20:00
Просверлить «нормандскую дырочку» в памяти / Рядовой Райан и спасение от стереотипов / Канцлер нового поколения

Просверлить «нормандскую дырочку» в памяти

Именно так определяют задачу грядущих торжеств французы, намекая тем самым, что в департаменте Кальвадос, куда съедутся высокие гости, без одноименного напитка – яблочной водки, которой знаменита Нормандия, премьерам с президентами просто не обойтись. Важное пояснение: выражение «сделать нормандскую дырочку» означает, что после плотного обеда нужно обязательно пропустить рюмочку «кальва» – тогда, глядишь, и десерт поместится, и в сон не будет клонить. Гости – высокие и не очень – французские традиции вполне оценили: самый ходовой сувенир нынче в Нормандии – пара бутылок кальвадоса «Кокерель» в солдатском вещмешке времен Второй мировой. Сидр – яблочное пиво – идет похуже. В войну, уверяют старожилы, дело обстояло в точности так же, а больше других на крепкое налегали канадцы. Что же касается памяти, то во Франции отмечают, что 60-летие высадки куда ближе к народному празднику, чем прошлые круглые даты. «В Нормандию потянулась молодежь со всей Европы, – объясняет писатель Жиль Перро. – Ребят вдруг обуяло желание понять своих дедов, которые до следующего юбилея могут и не дожить. Думаю, это потому, что в мире опять все воюют».



Рядовой Райан и спасение от стереотипов

Американцы всегда любили воевать комфортно – с «Кокой», теплым сортиром и медиком под рукой. В фильме «Спасти рядового Райана» Стивен Спилберг показал, что война в Нормандии была другой, чем та, которую показывал актер Джон Уэйн. Грязь, страх и металл, рвущий человеческую плоть, – это при том, что, как утверждают современные историки, погибших среди гражданского населения за все время боев в Нормандии было «всего» 20 тыс. человек. Это не идет ни в какое сравнение с жертвами во время боев за наши города, но тем не менее кровь есть кровь. Можно не сомневаться, что поток документальных кадров и воспоминания ветеранов еще раз напомнят Штатам, чего стоила эта высадка. И по дороге развеют антиамериканский стереотип в Европе – мол, США принесли в 1944-м в Старый Свет три важнейших элемента современной культуры: газированные напитки, жевательную резинку и джаз. Хотя бы потому, что новейшие исследователи молодежной культуры пришли к выводу, что моду на «гребни» панков в Европу принесли солдаты 82-ой парашютной дивизии «Ирокез».



Канцлер нового поколения

Какие бы неприятности ни ожидали в Нормандии Джорджа Буша, безусловно историческим событием следует считать присутствие на торжествах канцлера Шредера. Он, отмечает европейская пресса, первый лидер ФРГ, который может себе позволить не только приехать туда, где Германия потерпела поражение, но и сказать, что «высадка стала началом освобождения Европы от национал-социализма». Напомним, его предшественник Гельмут Коль так и не сделал этого, однажды проговорившись: «Немецкому канцлеру нет никакого смысла ехать туда, где празднуют победу, которая стоила десятков тысяч немецких жизней». И дело не только в том, что Шредер не застал войну. Сама Германия стала другой: она долго шла к тому, чтобы сформулировать: «Европа – превыше всего!».




Спустя 60 лет у России появился еще один праздник – день открытия второго фронта

"