Posted 3 марта 2019, 21:00
Published 3 марта 2019, 21:00
Modified 7 марта, 15:58
Updated 7 марта, 15:58
Сергей Львов
"Новые Известия" решили разобраться в деле Лазаревой. Мы изучили сотни страниц документов (в уголовном деле, как говорят адвокаты - 30 тысяч листов!), встречались с родственниками и коллегами Марии, говорили с экспертами по международному бизнесу... Из общения с защитниками Марии стало ясно, что публиковать многие детали этой истории пока рано, - огласка может навредить Лазаревой. Но общий вывод однозначен: гражданку России Марию Лазареву надо вызволять из тюрьмы Кувейта. Если три апелляционных суда оставят приговор в силе, то она отправится в колонию строгого режима на десять лет. На кону по большому счету - честь и влияние страны, которая "своих в беде не бросает".
Кто такая Мария Лазарева
Впрочем, приходящая на ум аналогия с героиней фильма "Брат-2" в нашем случае не корректна. Марии Лазаревой сейчас 45 лет и у нее за плечами - блестящая карьера в большом бизнесе.
Выпускница МГУ (социология и маркетинг) получила так же степень магистра в области стратегического управления и финансов в Университете Пенсильвании - элитной школе Wharton business school. Судя по биографической справке агентства Блумберг, "Г-жа Лазарева имеет более чем 20-летний опыт работы в области прямых инвестиций, инвестиционного банкинга, финансов и консалтинга во многих странах мира. Она специализируется на развивающихся рынках, слияниях и поглощениях, выкупе с привлечением заемных средств...".
В послужном списке Лазаревой - должности директора по развитию бизнеса и маркетинга по России (Восточная Европа) в AWT/Creditanstalt Banking Group, управляющего директора Cheshire Group Inc., вице-председателя холдинга KSCC и члена правления двух известных благотворительных фондов. В общей сложности она 23 года в бизнесе.
А вот что рассказала о себе Лазарева в интервью радио Бизнес-ФМ:
«В России я закончила Московский государственный университет. Это была середина 90-х годов. Моя мама была врач, мой отец — инженер. Я стала ездить в разные страны и там работать. Я поняла, чем хочу заниматься. Вы смотрели когда-нибудь фильм «Красотка» с Ричардом Гиром? Моя любимая часть этого фильма — когда Ричард Гир хотел купить компанию, разбить ее на части и продать, а потом под влиянием любви он решил помочь этой компании подняться, вложить дополнительные инвестиции и вырастить ее в более сильную компанию. Именно этим я всегда хотела заниматься. Я работала в Америке, закончила там Уортонский университет. Я работала в Европе, в странах Азии. У меня всегда было только российское гражданство, у меня нет никаких других видов на жительство».
В 2006 году Лазарева основала (выделено нами - ред.) компанию KGL Investments в Кувейте, которая со временем из инвестиционной фирмы превратилась в логистический хаб с оборотом в сотни миллионов долларов. Один из специалистов по большому бизнесу, с которым разговаривала корреспондент "НИ", заметил, что Лазарева ни в коем случае не была подставным "лицом фирмы", не являлась чьим-то протеже, за которой маячили фигуры настоящих "капитанов бизнеса". Мало того,
Мария оказалась единственной в Кувейте женщиной-главой крупной компании. Зная о религиозных и гендерных традициях арабского мира, можно утверждать, что этот факт - абсолютно уникальный!
Мария на равных разговаривала с шейхами и принцами стран Персидского залива, и на фотографиях видно, что обходилась даже без обязательного для женщин хиджаба.
Правда, об успехах своей соотечественницы в России почти не знали. В информационное пространство родины Лазарева попала лишь после ареста и суда в Кувейте. Судя по некоторым репликам на форумах в Сети, этот факт повлиял на имидж Лазаревой внутри России и дал повод для разного рода оскорбительных и по сути неверных интерпретаций.
Ошибки следствия и суда
В рамках одной статьи невозможно дать подробный юридический анализ уголовного дела. Но мы выделили принципиальные моменты, которые позволяют российским властям усомниться в объективности следствия и приговора и просить об освобождении Маши Лазаревой.
Напомним, что дело против россиянки началось в 2011 году, когда бывшая сотрудница KGL Мона Абдул Вахаб (гражданка Египта), работавшая у Лазаревой ассистентом, была задержана за хищение у своей начальницы $500 тыс. После задержания Вахаб сделала ложные заявления о том, что Лазарева «участвовала в шпионаже и сборе разведывательных данных от имени иностранного государства».
В апреле 2017 года Марии были предъявлены обвинения в хищении, а в ноябре ее арестовали. Россиянка провела семь недель в тюрьме, затем отпустили под залог в $30 млн., внесенный ее компанией. В отношении Лазаревой действовал запрет на выезд из страны.
При этом обвинители не стали учитывать тот факт, что Маша сама приехала в Кувейт на судебные слушания.
«Когда меня обвинили в апреле 2017 года, я немедленно вернулась в Кувейт из командировки в Европу, чтобы очистить свое доброе имя и репутацию», — подчеркивала Лазарева в интервью Форбс.
Кстати, суд не принял никаких решений по обвинениям в шпионаже, хотя именно они и стали основанием для первого запрета на выезд из страны. Статус этого обвинения остается неизвестным, но позже было выдвинуто новое обвинение — в содействии растрате государственных средств в период с апреля 2006 года по март 2013-го, по которому и прошел суд 6 мая 2018 года. На процессе были нарушены главные принципы правосудия:
Первое. Неопровержимым фактом является то, что подсудимая Лазарева не смогла даже ознакомиться с материалами своего уголовного дела, - из более чем 30 тысяч страниц, якобы хранящихся на «карте памяти – флэшке», 20 тысяч страниц не были переведены на английский или русский языки.
Второе. Суд, назначив только 15 дней между каждыми слушаниями, не позволил адвокатам представить убедительные аргументы для защиты, что является беспрецедентным в судебной практике судов Кувейта и любой другой страны.
Третье. Суд запретил задавать вопросы свидетелю обвинения, вести его перекрестный допрос и даже не обеспечил явку главного свидетеля (это, напомним, воровка, укравшая 500 тысяч долларов).
- Год Мария сидит в тюрьме, дело уже ушло в апелляцию, запустилось второе дело. Но вы можете себе представить, что за все это время обвиняемой и ее защите ни разу не были предоставлены для ознакомления никакие документы. Ни само обвинение, ни доказательства ее вины. Почему? Похоже, что в материалах этого обвинения просто нет! На него только ссылаются и говорят, что оно где-то там живет своей жизнью на флешке у прокурора. Его просто боятся показывать, по-видимому, понимая, что криминала там никакого нет, а максимум что есть – взаимоотношения хозяйствующих субъектов, которые должны рассматриваться в арбитраже, - рассказывает российский адвокат Марии Лазаревой Екатерина Духина.
6 мая 2018 года суд приговорил россиянку к 10 годам заключения. Она должна вернуть $36 млн и выплатить штраф в размере $72,8 млн. и, по решению суда, может быть депортирована на родину в Россию только после отбывания срока. По делу о хищениях средств Кувейтского портового фонда осуждены еще 7 топ-менеджеров фирмы.
При этом судьи не учли, что никакого ущерба для Кувейта и его бизнес-структур деятельность Маши Лазаревой не нанесла.
После 14 месяцев средства (496 млн долларов), замороженные на счетах в Noor Bank, Dubai по запросу Прокурора Кувейта были разморожены и возвращены инвесторам, включая кувейтских государственных инвесторов – Администрацию Портов Кувейта и Пенсионный Фонд Кувейта. Они при этом получили 100 процентов прибыли на вложенный капитал.
Многие эксперты в сфере международного законодательства и защиты прав человека, кувейтские и международные адвокаты пришли к выводу, что вышеперечисленные множественные нарушения законов в действительности имели место.
Как отметил ведущий международный юрист в сфере прав человека Лорд Карлайл (Великобритания), «тюремный срок был назначен без учета верховенства закона, и мы являемся свидетелями шокирующего примера судебной ошибки, по результатам которой женщина лишена свободы».
"Ребенку говорим, что мама в командировке"
Известно, что тюрьмы в арабских странах - это не норвежские "дома отдыха" заключенных. И это сегодня одна из главных причин, по которой российским властям стоит поторопиться, спасая Марию Лазареву.
"Меня бросили во временную тюрьму, где две недели я спала на полу, укрываясь, извините, облеванными одеялами. После этого меня перевели в центральную тюрьму, и судья меня не выпускал еще практически три месяца." - говорила Маша в интервью радио Бизнес-ФМ в июне 2018 года. И там же - красноречивой факт: после ареста у Лазаревой сильно поднялось давление, врач сказал о необходимости госпитализации, на что офицер ответил: «Пусть сдохнет здесь, в углу»...
Отец Марии - Владимир Лазарев - за год обходил десятки инстанций в Москве в поисках защиты для дочери. Мама – Лидия Лазарева после ареста дочери перебралась в Кувейт, чтобы быть с внуком. Иначе Марии пришлось бы забирать своего четырехлетнего сына с собой в тюрьму.
- Условия тюремные, что тут скажешь еще. Я думаю, о многом Маша нам просто никогда не расскажет. Ярлыки «русская воровка», «неверная» навесили на нее сразу же. Даже судья не может воздержаться от расистских высказываний в ее адрес, - рассказала корреспонденту "НИ" мама заключенной предпринимательницы Лидия Лазарева.
Добавим, что ее дочь сидит в тесной камере, где на на 10 квадратных метрах томятся еще 7 женщин, осужденных за тяжкие преступления. Говорят, что за всё, даже за кусок мыла, приходится бороться.
Мама добавляет, что после нескольких попыток рассказать СМИ об ужасных условиях, администрация тюрьмы заключила с ней соглашение: заключенная больше не передает на волю «лишней» информации, а те в свою очередь дальше не ухудшают ей жизнь.
Два раза в неделю россиянка может совершать звонки родственникам из колонии. Свидания разрешены, но процедура их получения очень забюрократизирована и длительна по времени. Кроме того, сама Мария не хочет встречаться со своей семьей в такой обстановке.
- Ребенку говорим, что мама в командировке. В застенки его не водим, потому что просто не знаем, как объяснить, что мама там делает и когда вернется. Мальчик скучает, конечно, спрашивает, почему командировка такая долгая. - продолжает Лидия Лазарева.
Разлука с сыном и трудности тюремного быта происходят на фоне периодической клеветы в местных СМИ.
«Против меня постоянно организовывают травлю в газетах. Знаете, как меня тут называют? Меня называют тут «эта русская» с негативным акцентом. Конкуренты контролируют СМИ, они каждый раз пишут обо мне ложь. Я столько раз подавала против них в суд, судебные дела идут два-три года, а потом они пишут маленьким, тонким шрифтом на какой-нибудь 27-й странице о том, что они извиняются».- говорит Маша.
Возврат средств вкладчикам кувейтского инвестиционного фонда The Port Fund, в краже которых обвиняют Марию Лазареву, вынудил ее противников начать массированную информационную компанию в кувейтских СМИ и социальных сетях для уничтожения ее репутации.
«Сама по себе пропаганда не так страшна на фоне возврата средств инвесторов. Нас больше беспокоит реакция радикалов, которые в ответных постах предлагают, дословно, «оторвать ей голову», - отметил президент Московской Торгово-Промышленной Палаты Владимир Платонов.
«Она сидит в камере, где еще семь человек, совершивших кражи и убийства. С учетом призывов в Twitter, других сетях, а также общий градус дела нельзя исключать самый худший вариант», - добавил он.
Кто "заказал" Машу Лазареву
Эксперты, с которыми говорили "Новые Известия", признают, что громкая история с Машей Лазаревой возникла не просто так. Вероятнее всего - вариант с недобросовестной конкуренцией.
– В один момент компании-конкуренту в Кувейте, которую возглавляет влиятельная семья суннитов, понадобилось Машу с рынка выдавить. Было удобно это сделать, потому что за Машей никто не стоит. Нет никаких доказательств хищения и растраты. Все акты приемок по договорам с KGLI подписаны, никаких претензий ни у кого не возникло. И вдруг...- рассказывает Владимир Лазарев.
Генеральный директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин предполагает, что истинной причиной преследования Марии Лазаревой стала конкуренция между KGL (материнской компанией KGLI) и другой крупной компанией – Agility.
Конкуренция усугубляется религиозными разногласиями, отмечает Мухин. За KGL стоит семья шиитов, а Agility подконтрольна суннитскому клану. В стране суннитского большинства (2/3 населения) это может играть решающую роль.
«Мария Лазарева была очень лёгкой и привлекательной добычей: русская, гражданка России, единственная женщина-иностранка, возглавляющая столь крупную компанию в исламской стране. Не удивительно, что именно через нее кто-то захотел убрать конкурента с рынка и добраться до активов группы», – резюмирует Мухин.
По данным источника "НИ", дело Лазаревой могло быть организовано главой Кувейтской администрации портов шейхом Юсефом Альабдаллой , а так же его старшим братом – главой офиса Эмира Кувейта шейхом Халедом Альабдаллой, - он более 30 лет входит в близкий круг Эмира Кувейта, будучи шефом протокола. Не исключено, что именно эти люди могут быть связаны с конкурентом KGL. Однако вопрос в том, насколько их усилия соответствуют высшим интересам Кувейта?
Защита Лазаревой: от Москвы до Вашингтона
Известно, что небольшое государство Кувейт отнюдь не безразлично к своей международной репутации и инвестиционной привлекательности со стороны иностранных и глобальных компаний. И в этом аспекте дело Лазаревой пробивает огромную брешь в имидже страны.
Поскольку подсудимая Лазарева свою вину не признает, ее защитники направили иск в Международный арбитражный суд ООН с требованием о немедленном освобождении россиянки. По мнению адвокатов, Кувейт не просто засудил иностранную гражданку без доказанных оснований, но и нарушил двустороннее соглашение с Россией о поощрении и взаимной защите инвестиций, а правоохранительные органы и суд организовали против бизнеса Лазаревой «кампанию по уничтожению репутации и обвалу стоимости инвестиций».
Знакомые и партнеры Лазаревой утверждают, что идущая с 2011 годом борьба с основным конкурентом в Кувейте – компанией Agility - обострилась после того, как фирмы, относящиеся к Марии, стали выигрывать многомиллиардные тендеры Минобороны (Пентагона) по логистическим услугам.
«Дело Марии Лазаревой» уже совсем скоро может стать платформой для беспрецедентного альянса трех сторон: Америки, Европы и России в истории переговоров со странами Персидского залива. Новый "Союз" - "Аполлон" - стали в шутку поговаривать в кругах российской политической элиты.
В защиту Лазаревой друг за другом выступают известные политики и лидеры общественного мнения Британии, России, США, включая сына экс-президента Джорджа Буша – бизнесмена Нейла Буша.
Член Палаты Лордов Великобритании, известный правозащитник и юрист Лорд Карлайл не раз вел в Кувейте переговоры с главой судейской коллегии и генпрокурором по «Делу Лазаревой», и по итогам подготовил доклад о нарушениях в этом уголовном деле. В своих выступлениях в лондонской прессе он выразил мнение о сфабрикованности и политической окраске суда над российской гражданкой. В Кувейт из Англии направлена петицию в защиту предпринимательницы.
По мнению британских поручителей, Кувейт совершил ошибку, и эта ошибка должна быть исправлена, иначе в их понимании досадная судейская накладка автоматически перерастает в разряд коррупционного сговора в органах госвласти эмирата.
Сын бывшего президента Соединенных Штатов Джорджа Буша – предприниматель Нейл Буш хотел посетить Лазареву в тюрьме, но его туда вежливо не пустили. Бывший директор ФБР Луис Фри совместно со спецагентом Дэниэлом Джиллом подготовили доклад о нарушениях в уголовном деле против предпринимателя (об этом докладе упоминали западные СМИ). В инвестиционный фонд The Port Fund зашли со вкладами граждане США и защита их финансовых прав стала для американской стороны делом о действенности силе закона.
«В Кувейте много американских денег добросовестных инвесторов и никто не может их отнимать просто так», - такую позицию заняли американцы.
В России за предпринимательницу активно вступилась Московская торгово-промышленная палата и лично ее президент Владимир Платонов, которые инициировали независимую юридическую оценку обвинений против Марии Лазаревой. По информации источников «НИ», с одним из бывших глав ФСБ России ведутся переговоры о возможности подготовки собственной аналитической записки для приобщения в суде.
Наблюдатели отмечают так же, что вероятность включения в официальную повестку встречи Сергея Лаврова с эмиром Кувейта Сабахом аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабахом вопроса об освобождении Лазаревой весьма высока. Не исключено, что дело может дойти и до Владимира Путина, принципиальная позиция которого в отношении преследуемых по политическим и бизнес-мотивам российских граждан хорошо известна. Президент настойчиво защищает соотечественников. Вопрос в том, понадобится ли для освобождения Марии Лазаревой какой-то демонстративный шаг - например, публичный отказ от визита в Кувейт - или вопрос решится путем дипломатических переговоров.
***
К середине дня 4 марта стало известно, что российский МИД активно участвует в судьбе Марии Лазаревой. Как сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков,глава государства Владимир Путин также знает об этой ситуации.
Песков, отвечая на вопрос РБК, ведет ли Кремль переговоры с руководством Кувейта по вопросу о грозящей россиянке смертной казни, ответил: "Нет, по линии Кремля нет". Этим, по его словам, занимается Министерство иностранных дел.