Posted 3 февраля 2016,, 21:00

Published 3 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:12

Updated 8 марта, 03:12

Кто кого дискриминирует

Кто кого дискриминирует

3 февраля 2016, 21:00
Вчера в Варшаве прошли переговоры между замминистра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмитом и его российским коллегой Николаем Асаулом. Переговоры касались разрешений для польских перевозчиков на въезд на территорию России, и российских дальнобойщиков – в Польшу. Между тем в четверг о проблеме польских перевоз

Как известно, в полночь 1 февраля истек срок действия разрешений на автоперевозку и транзит грузов между Россией и Польшей. Переговоры о новых разрешениях на 2016 год пока не дали результатов. Дело в том, что страны обычно взаимно договариваются о выдаче определенного числа разрешений не только на автоперевозки грузов, но и одновременно заключают соглашения, позволяющие перевозчикам возить грузы из третьих стран по территории страны-партнера. Если такие соглашения не заключены, большегрузные перевозки останавливаются. Так и произошло на этот раз.

Причина в том, что до 1 февраля польские перевозчики занимали до 70% всего рынка международных грузоперевозок между странами Евросоюза и РФ, тогда как доля российских дальнобойщиков на этом направлении составляла менее 10%. Поэтому российское правительство решило поддержать отечественные компании. В России принята транспортная стратегия, ограничивающая присутствие иностранного транспорта на своей территории на 85%. В Польше же считают подобное ограничение дискриминационным. По мнению польской стороны, Россия нарушила нормы международного права исключительно в антипольских целях, чтобы сократить в 6 раз число польских перевозчиков на своем рынке. Кроме того, как отмечают в Варшаве, из года в год российские власти выдают полякам все меньше разрешений на транзит грузовиков, а также вводят дополнительные процедуры контроля и требуют все больше документов. В Польше считают, что Россия хочет запретить транзит товаров производства третьих стран, объясняя это необходимостью следить за соблюдением продовольственных ограничений, контрсанкций, введенных против ЕС.

Особенное недовольство у поляков вызвали недавние новшества в российском законодательстве. Согласно вступившему в феврале 2015 года в силу нового Закона РФ «О контроле дорожных перевозок», теперь в России считают перевозку груза транзитной или же двусторонней в зависимости от местонахождения отправителя, а не места погрузки. Это, по мнению польского Министерства инфраструктуры и строительства, лишает польских автоперевозчиков возможности везти на основании двусторонних соглашений грузы, произведенные в Польше, но в филиале международных концернов. Ведь документы по товару выставляются головным офисом, а он находится в другом государстве.

В свою очередь, у России тоже есть свои претензии к Польше. Замглавы Минтранса РФ Николай Асаул указал, что, наоборот, дискриминацией российских дальнобойщиков занимается Варшава. Польская сторона не выдает россиянам разрешений на грузоперевозки и при этом настаивает на том, чтобы считать все грузы, перевозимые в Россию, одинаковыми, «грузами единой Европы». Получается, что российская сторона должна разрешить полякам ввозить грузы из ЕС по обычным двусторонним разрешениям, то есть фактически на льготных основаниях. По мнению главы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрея Курушина, новые правила, введенные Законом «О контроле дорожных перевозок», лишь устранили недочеты, позволявшие ввозить в РФ грузы из третьих стран под прикрытием льготного режима. «Особенно распространение получила схема, когда груз, вывозимый, например, из Германии, представляется как загруженный из Польши, – отмечает он. – В России польский перевозчик предъявляет обычное двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны».

Так или иначе, если Россия и Польша вскоре не договорятся, транзитные грузопотоки, шедшие ранее через Польшу, пойдут через Скандинавию или же морем. И, безусловно, увеличится число запросов на мультимодальные (то есть выполненные двумя видами транспорта) перевозки через порты Прибалтики. Все это увеличит логистические издержки, и конечно, отразится на стоимости всех перевозимых групп товаров.

"