Posted 3 февраля 2014,, 20:00

Published 3 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:42

Updated 8 марта, 04:42

Если Ирану можно…

3 февраля 2014, 20:00
Один из самых влиятельных саудовских политиков принц Турки аль-Фейсал заявил: арабские страны очень недовольны тем, что мировое сообщество разрешило иранцам продолжать обогащение урана в мирных целях. Саудовская Аравия и государства Персидского залива намерены потребовать такого же разрешения для себя. Если Эр-Рияд вып

С сенсационным заявлением принц Турки аль-Фейсал выступил вечером в воскресенье в очень подходящем для этого месте – в Мюнхене, где прошла 50-я конференция по безопасности. «Если Иран получит разрешение и дальше обогащать уран, – сказал он, – то это же право должны получить и арабские государства».

К словам принца Турки у экспертов по Ближнему Востоку принято прислушиваться внимательно. Дело не только в том, что он – младший сын короля Фейсала и племянник нынешнего короля Саудовской Аравии Абдаллы. В недавнем прошлом принц Турки координировал внешнюю политику королевства, являясь послом в Великобритании и США. Сейчас он – руководитель разведслужбы Саудовской Аравии, фактически – ответственный за вопросы безопасности правящего режима. Если он выступил с подобным заявлением, значит, он говорит от имени короля.

Саудовская Аравия впервые признается в своих ядерных амбициях. Правда, в последние годы в Эр-Рияде не раз говорили об укреплении ракетных войск стратегического назначения. В связи с этим ходили слухи, что саудовцы купили как минимум два типа ракет, которые вполне можно снабдить ядерными боеголовками. На днях американский журнал Newsweek подтвердил эти слухи со ссылкой на хорошо информированные источники в разведслужбах. Авторитетный журнал написал, что Саудовская Аравия купила у Китая еще в 2007 году баллистические ракеты DF-21 (Dong Feng – «Восточный ветер»). Причем сделала это, очевидно, с одобрения администрации Джорджа Буша.

Вообще же ракетные войска стратегического назначения в королевстве были созданы еще в 80-е годы прошлого века, когда тогдашний командующий ВВС принц Халед ибн Султан ездил в Китай за DF-3 – ракетами среднего радиуса действия. Теоретически и они могут нести ядерные заряды. Тогда в Эр-Рияде говорили, что эта поездка носит ознакомительный характер, а факт покупки ракет долго держали в тайне. Контакты с Пакистаном (единственной страной мусульманского мира, имеющей ядерное оружие) завязал все тот же принц Султан, но уже в 1999 году, когда стал военным министром. В западной прессе неоднократно писали, что Эр-Рияд уже имеет принципиальное согласие Пакистана продать ему ядерные боеголовки. Причем ответственным за подобную операцию в прессе чаще всего называют... принца Турки.

Не исключено, впрочем, что заявление принца носит тактический характер и призвано отговорить США и их союзников от смягчения позиции по отношению к злейшему геополитическому сопернику Саудовской Аравии – Ирану. Ведь сейчас на повестке дня – вопрос о полном снятии международных санкций против этой страны. Обещания ослабить их Тегеран добился в ноябре, когда приостановил на шесть месяцев наиболее провокационные и спорные пункты своей ядерной программы. Это было сделано после подписания в Женеве в конце ноября прошлого года промежуточного соглашения с так называемой «шестеркой» – пятью державами, обладающими ядерным оружием, и ФРГ. Переговоры о подписании постоянного соглашения должны начаться в феврале в Вене. Может быть, их срыва и добивается принц Турки?

"