Posted 3 февраля 2008,, 21:00

Published 3 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

«ПРО» ухудшение отношений

3 февраля 2008, 21:00
Вопрос о размещении в Польше базы противоракетной обороны США практически решен. Остались лишь вопросы финансово-технического порядка. Об этом в минувшую пятницу на пресс-конференции, подводящей итоги переговоров о размещении на польской территории третьего позиционного района ПРО США, заявил в Вашингтоне глава МИД По

Предыдущее правительство Ярослава Качиньского, в ноябре минувшего года уступившее бразды правления либерально-демократическому кабинету Дональда Туска, при всей своей агрессивной политике в отношении России было предсказуемым – черное в его исполнении всегда было черным и не пыталось рядиться в белые одежды доброжелательности.

Иное дело кабинет Дональда Туска. Этот политик, придя во власть, первым делом заявил о необходимости улучшения отношений с Россией. Новый премьер на старте даже сподобился сделать несколько симпатичных заявлений. Дескать, Польша готова отозвать свое вето на подписание договора ЕС-Россия, а также не будет препятствовать вступлению России в ВТО (позже, правда, оказалось, что новоизбранный премьер оговорился, мило перепутав Всемирную торговую организацию с Всемирной организацией по экономическому сотрудничеству). Предварительные итоги польских посулов известны – Россия сняла эмбарго на польскую мясную продукцию и частично на продукцию растениеводства.

Все последующие заявления польского руководства относительно развития диалога на линии Москва–Варшава были покрыты дипломатически приязненным флером. «Польша намерена укреплять связи с Россией и не будет действовать вразрез с ее интересами», – заявлял накануне визита в Вашингтон 14–16 января нынешнего года министр обороны Польши Богдан Клич. И премьер Дональд Туск, и министр иностранных дел Радослав Сикорский многократно высказывались за необходимость включения Москвы в переговорный процесс о размещении ПРО США на территории Польши.

Однако в искренности подобных стремлений и тем более в их географическом источнике в последнее время возникли сомнения.

Тот же Сикорский в одном из последних интервью агентству Ассошиэйтед Пресс заметил, что «к диалогу с Россией нас поощряют Соединенные Штаты, которые проблему «противоракетного щита» с россиянами обсуждают уже долго и обстоятельно».

Любопытно, что риторика Радослава Сикорского изменилась после переговоров по ПРО в Вашингтоне, где Варшава фактически добилась от США того, чего хотела, – обещаний технической и финансовой помощи, в частности, поставок системы ПВО «Пэтриот», о которой еще Ярослав Качиньский говорил, что она «нужна Польше для защиты от российской агрессии».

О том, что политика польского руководства ни на йоту не изменилась, говорят и последние слова г-на Сикорского: «Пока Варшава не воспринимает Россию как враждебное государство, но после размещения ПРО все может измениться. Это то, что необходимо рассматривать как объекты риска. И речь идет не просто о политических рисках», – подчеркнул министр.

Со времени возникновения польского государства и до сих пор его внешняя политика остается сильным дестабилизирующим фактором в Европе. В последнее время в польской прессе активно муссируются данные об историческом прошлом страны с цитатами из автобиографий политических деятелей Европы 1930–50-х годов. Например, основатель возрожденного польского государства Юзеф Пилсудский мечтал о Великой Польше вплоть до Урала и активно вел переговоры с западными державами об «удушении красной России». В 1938 году посол Польши в Париже Лукашевич на встрече с Рибентропом предлагал тому объединить усилия своих стран и «ударить по русским», чтобы они «бежали до Урала».

И до сих пор политика новой, демократической Польши вызывает как минимум опасения в объединенной Европе. В европейских столицах не исключают, что именно Варшава с ее неискоренимым желанием доминировать, оставаясь при этом на «посылках Вашингтона», может в будущем стать главным источником напряжения на европейском континенте. Иначе говоря, Польшу опять подставляют. И она снова, уже в который раз, с радостью готова сунуть голову в петлю. На этот раз за финансирование и модернизацию своей армии.

"