Posted 2 декабря 2014,, 21:00

Published 2 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Левый реванш

2 декабря 2014, 21:00
Ностальгия по социализму оказалась на востоке Германии очень живучей. В ближайшие дни – возможно, уже 5 декабря – в Федеративной Республике появится первый левый земельный премьер. Главой правительства Тюрингии должен стать Бодо Рамелов, член Левой партии, наследницы Социалистической единой партии Германии (СЕПГ).

Пышный праздник, приуроченный к 25-летию падения Берлинской стены, которое позволило двум частям Германии объединиться в одно государство, был слегка омрачен новостями из Тюрингии. Эта федеральная земля располагается на востоке Германии, в бывшей ГДР, и считается одним из наиболее бедных немецких регионов. Достаточно сказать, что по уровню доходов Тюрингия занимает четвертое с конца место среди 16 немецких земель.

14 сентября в Тюрингии состоялись выборы в ландтаг (парламент). На них победили христианские демократы. Однако победа партии Ангелы Меркель оказалась неубедительной. ХДС потерял большинство в 88-местном ландтаге и не смог сформировать правительство земли.

Создание правящей коалиции в Тюрингии оказалось крайне трудной задачей. Христианские демократы категорически отказывались даже рассматривать возможность создать коалицию с Левой партией, которая совсем немного уступила им на сентябрьских выборах. Причиной такого отношения стали политические и идеологические разногласия.

Дело в том, что партия «Левые» или, как ее чаще называют Левая партия, образовалась в 2007 году в результате слияния «Левой партии. ЛДС», созданной на основе СЕПГ и являвшейся ее «наследницей»; левой партии «Труд и социальная справедливость – Избирательная альтернатива» и левых, вышедших из СДПГ в 2007 году. СЕПГ – это сейчас уже изрядно позабытая Социалистическая единая партия Германии, правившая в ГДР 40 лет, до самого воссоединения обеих Германий в 1990 году.

Левая партия, несмотря на молодость уже добилась немалых успехов как на общегерманском, так и на земельном уровнях. К примеру, на прошлогодних общенациональных выборах в бундестаг она была третьей и сейчас считается главной оппозицией Большой коалиции Ангелы Меркель.

Христианские демократы наотрез отказываются сотрудничать с «левыми» из-за их, как они выражаются, «тоталитарных» корней, яростной критики участия Германии в НАТО и поддержки санкций против России. Левая партия выступает против приватизации, призывает распустить НАТО и закрыть все американские базы в Европе.

До самого последнего времени такой же непримиримой позиции в отношении сотрудничества с «левыми» придерживались и левоцентристские социал-демократы Зигмара Габриэля, союзники ХДС по Большой коалиции. Однако в ноябре они неожиданно изменили свои взгляды. Это позволило Левой партии создать вместе с СДПГ и «зелеными» правящую коалицию, которая будет обладать 46 местами в ландтаге Тюрингии, и сформировать правительство. Возглавит его видный представитель «левых» и бывший профсоюзный деятель, 58-летний политик Бодо Рамелов.

Представители Левой партии уже входили в коалиционные правительства нескольких восточных земель, включая Берлин, однако они еще никогда не имели своего земельного премьера. Уговорить социал-демократов создать красно-зеленую коалицию с явным преобладанием красного цвета позволило согласие «левых» включить в преамбулу коалиционного соглашения слова о том, что ГДР не была правовым государством. Бодо Рамелов, ставивший на трибуну во время выступлений в ходе предвыборной кампании красный бюст Карла Маркса, тоже выпустил заявление, в котором называет ГДР «несправедливым государством», где регулярно нарушались права человека.

Фактическое возвращение к власти вчерашних коммунистов, не скрывающих своих марксистских взглядов, которые они, правда, называют неомарксизмом, вызвал нескрываемый ужас у политической элиты ФРГ. «Люди моего возраста не могут это принять», – прокомментировал фактическую победу «левых» в Тюрингии президент Германии Йоахим Гаук, которого в ГДР подвергали преследованиям за диссидентские взгляды.

Коалиция партий в составе «левых», социал-демократов и «зеленых» считается сейчас в ФРГ прообразом политической силы, которая через три года вполне сможет отобрать власть у христианских демократов. Очередной успех Левой партии, имеющей в ландтаге Тюрингии 28 мест, является еще одним доказательством того, что отношение немцев к наследию ГДР становится все более прагматичным и все менее идеологическим.

"