Posted 2 августа 2004,, 20:00

Published 2 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Рельсовая война-2

2 августа 2004, 20:00
В воскресенье Кишинев ввел экономические санкции против Приднестровья, и в этот же день в городе Рыбница был задержан идущий в Молдавию железнодорожный состав. В ответ молдавские железнодорожники вчера не пропустили четыре поезда в Приднестровье. Началась рельсовая война.

В основе приднестровского конфликта лежит лингвистика. В 1989 году по Приднестровью прокатились языковые забастовки: города, подавляющее большинство населения которого составляют так называемые русскоязычные, отказывались говорить по-молдавски и использовать при написании латинскую графику. В 1992-м Кишинев попытался заставить Тирасполь принять свои правила совместного общежития и получил войну. С тех пор прошло более десяти лет, но в молдавской столице по-прежнему говорят о языке. Теперь – о румынском. И о румынских школах, которые в приднестровском регионе закрыли как «пятую колонну». В воскресенье Молдавия начала экономическую блокаду своего восточного региона. Президент страны Владимир Воронин назвал предпринятые по его инициативе меры «адекватной реакцией» на действия сепаратистских властей. В тот же день в Тирасполе состоялось экстренное заседание Совета безопасности непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), на котором было решено «держать удар». Общественные организации Левобережья, в частности Союз Черноморского казачества, Совет трудовых коллективов и другие, обратились к президентам России и Украины с просьбой повлиять на кишиневские власти. В противном случае они обещали перекрыть молдавскую железную дорогу. Впрочем, «пробный камень» был заброшен незамедлительно. В воскресенье в приднестровском городе Рыбница задержан – «до выяснения обстоятельств» – молдавский состав. Надо сказать, что опыт рельсовой войны у приднестровской общественности есть: в 1995 году в Киеве молдавские спецслужбы арестовали лидера Приднестровья Игоря Смирнова и поместили его в кишиневскую тюрьму. Но после того, как жители Бендер в буквальном смысле сели на рельсы и Кишинев оказался отрезанным от российского и украинского рынков, Смирнова освободили. Вчера, в ответ на действия приднестровцев, молдавские железнодорожники не пропустили четыре поезда, идущих в Приднестровье. А завтра дорогу обещают перекрыть в Бендерах, и тогда из Кишинева в Москву и Киев можно будет только долететь.

Арсенал средств, имеющихся в запасе у приднестровцев, не ограничивается рельсовой войной, в истории противостояния региона с метрополией есть и другие, например, газовая и электрическая. Дело в том, что задвижка на газпромовской трубе, идущей в Молдавию, находится на территории Приднестровья, здесь же расположена Молдавская ГРЭС, которая подает электроэнергию в молдавскую столицу. Этим в свое время успешно пользовались в Тирасполе. В результате в 1992 году кишиневцам пришлось долгое время сидеть без света и готовить пищу на кострах. Как стало известно «НИ», приднестровские власти готовы повторить пройденное, если Кишинев не откажется от силового давления на регион. Руководство Молдавии, напротив, намерено форсировать события, Владимир Воронин подтвердил это в субботу на встрече с послами стран ЕС, аккредитованных в Кишиневе. Более того, как сообщили источники «НИ» в молдавском правительстве, группа молдавских полицейских в ближайшие дни отбудет на стажировку в Батуми: грузинские мирные инициативы в отношении мятежной Южной Осетии оказались весьма привлекательными для Молдавии. В то же время к административной границе с Приднестровьем подтягивается молдавская бронетехника. В Приднестровье из отпусков срочно отозваны военнослужащие: силовые министерства региона переходят на особый режим работы.

"