Posted 2 июня 2013,, 20:00

Published 2 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:08

Updated 8 марта, 05:08

Центр всеобщего согласия

2 июня 2013, 20:00
Обнародованы результаты местных выборов в Латвии. Их итог – убедительная победа сил, ориентированных на русскоязычных избирателей. Разочарованные сторонники «латышских» партий винят в поражении низкую явку и неспособность латышских политиков договориться между собой.

Центр согласия празднует победу. Эта партия, ведомая мэром Риги Нилом Ушаковым, выступила более чем достойно. В Риге 39 из 60 депутатов будут представлять эту партию (после выборов 2009 года она контролировала 29 мандатов). Центр согласия победил также в Даугавпилсе, втором по численности русскоязычных избирателей городе страны, обойдя на несколько процентов местную Латгальскую партию.

Словом, итог выборов получился обескураживающим для сторонников правящей коалиции. Повторилась ситуация 2011 года, когда на парламентских выборах убедительную победу одержал Центр согласия. Единственная разница в том, что латышские партии смогли найти общий язык между собой и не допустить ненавистных русских в правительство. Однако на местном уровне повторить нечто подобное, по крайней мере в Риге, не получится – уж больно велико преимущество Центра согласия.

Местные политологи, объясняя результаты выборов, обращают внимание на два обстоятельства: низкую явку и неспособность латышских партий предложить что-то новое избирателям. Действительно, по данным Центральной избирательной комиссии, на выборах проголосовали всего лишь около 46% избирателей. Это самый низкий показатель за все годы независимости Латвии. Причем более дисциплинирован был именно русский избиратель, а также те латыши, которые симпатизируют идеям Центра согласия. Рижане, кстати, были самыми активными – свыше 55% избирателей пришли к урнам. Кроме того, у Центра согласия почти не оказалось конкурентов за голоса русскоязычного избирателя. Всерьез пыталось побороться с ним разве что объединение Владимира Линдермана «За родной язык», прославившееся организацией недавнего референдума о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. Однако в итоге оно набрало лишь ничтожное число голосов. Свой неудачный дебют сам Линдерман объяснил тем, что Центр согласия в среде русскоязычных избирателей находится вне конкуренции.

А вот латышские партии друг с другом конкурировали всерьез и пытались разыграть националистическую карту, по крайней мере в Риге. Но единственным итогом подобной тактики стал некоторый успех «тевземцев» – радикальных националистов, наиболее последовательно боровшихся с «русской угрозой». Они взяли в Риге около 8% голосов. Это несколько больше, чем они получали на выборах в среднем по стране, но и только. Жители Латвии явно ждут от своих политиков не борьбы с лицами «неправильных» национальностей, а решения нелегких проблем, стоящих перед страной, – бедности, безработицы и сокращения населения, которое тысячами уезжает за лучшей долей за границу.

"