Posted 2 июня 2004,, 20:00

Published 2 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Конец нефтяного перемирия

Конец нефтяного перемирия

2 июня 2004, 20:00
Сегодня в Бейруте открывается очередная, 131-я сессия стран – членов Организации экспортеров нефти (ОПЕК). Мировые фондовые рынки и ведущие политики ждут от нее решений, которые позволят снизить цены на нефть. Напомним, что цена барреля «черного золота» на Нью-Йоркской фондовой бирже достигла в минувший вторник рекордн

Мир в шоке. Высокие цены на нефть – основное углеводородное сырье человечества – способны буквально задушить мировую экономику. Как в случае с больным, температура тела которого превысила 40 градусов, так и в данном случае требуются срочные реанимационные мероприятия. Если проводить эту аналогию дальше, можно сказать: члены ОПЕК собрались на срочный консилиум.

Между тем единого подхода члены нефтяного картеля до сих пор не выработали. Так, например, ряд стран во главе с Венесуэлой поставили под сомнение необходимость увеличения объемов производства. Они считают, что нынешний рост спроса на нефть вызван не ее недостатком на мировом рынке, а ростом политической нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке в результате войны, развязанной США. Еще одна причина высоких цен – нехватка нефтеперерабатывающих мощностей в Соединенных Штатах, что создает угрозу дефицита бензина в летние отпускные месяцы.

Последним фактором – как одной из стратегических ошибок Джорджа Буша – поспешил воспользоваться его конкурент на грядущих выборах Джон Керри. Он высказывается в том смысле, что дороговизна бензина – это своего рода «военный налог», подаренный нынешним президентом своим соотечественникам. Как бы ни проголосовали американцы, автомобильные дилеры в США уже зафиксировали довольно резкое падение спроса на джипы и так называемые спортивные семейные автомобили.

Но на выручку обеспокоенным американским автопроизводителям уже вовсю спешит Саудовская Аравия, самый влиятельный член ОПЕК. Министр нефти этой страны Али ан-Нуайми заявил по прилете в Бейрут, что повышение квот нефтедобычи на 2,5 млн. баррелей в день вполне достаточно, чтобы цена на углеводородное сырье опустилась до уровня 30–34 долл. за баррель. «В изменившихся условиях мирового нефтяного рынка такая цена была бы сейчас справедливой», – полагает ан-Нуайми. Однако, как считают обозреватели газеты «Файнэншл таймс», теракта, подобного недавнему захвату заложников в Аль-Хобаре, достаточно, чтобы свести на нет все усилия ОПЕК.

Наиболее радикальную идею высказала группа экспертов Центра стратегических исследований ОАЭ: не повышать квоты, а полностью их отменить – по крайней мере на время. По их мнению, такая мера «стала бы убедительным подтверждением готовности стран-экспортеров содействовать стабилизации мирового нефтяного рынка и снижению рекордно высоких цен на нефть». Одобрение этой позиции высказали пока только Кувейт и Индонезия.

Однако «радикалы» из лагеря сторонников снятия всяких ограничений вряд ли получат поддержку. Система квот, которыми организация пользуется уже более 30 лет, разрабатывалась и принималась в свое время с большим скрипом. Среди экспертов существуют опасения, что временная отмена квот превратится в постоянную – ограничительный механизм не удастся запустить снова. Кроме того, аналитики считают, что уже сейчас члены ОПЕК превышают квоты нефтедобычи на 10–12%, то есть работают на пределе добывающих мощностей, и резервов для их наращивания практически не осталось. Единственный плюс такого решения – это оказание давления на биржевых спекулянтов. По мнению Йорга Хинце, эксперта гамбургского научно-исследовательского экономического института HWWA, без целенаправленной игры спекулянтов на повышение цен барреля была бы сейчас на 4–5 долларов ниже.

Однако большинство обозревателей считают основной причиной вздорожания нефти-сырца политическую нестабильность на Ближнем Востоке. Один из самых авторитетных экспертов в мире, американец Дэниэл Йергин подсчитал, что «фактор Аль-Каиды» добавляет к нынешней цене барреля 8 долларов. Фактически, террористы открыли «нефтяной фронт». Несмотря на заверения ближневосточных шейхов о том, что боевики не смогут добраться до нефтеперерабатывающих заводов и нефтяных терминалов, им мало кто верит. Как считает Брюс Иверс, аналитик компании Investec Securities: «Если они вдруг пойдут громить нефтяные установки, у нас будут серьезные проблемы. Конечно, нефтяные терминалы очень хорошо охраняют, но это не значит, что их не попытаются атаковать». Пока же террористы избрали несколько иную тактику.

Жилой комплекс в Эль-Хубаре экстремистами был выбран не случайно. В нем проживают в основном иностранные сотрудники нефтяных компаний. Это квалифицированный персонал, который во многом обеспечивает процесс нефтедобычи в Королевстве. Отъезд европейских и американских специалистов нанес бы существенный урон уровню нефтедобычи в Королевстве: в этом секторе трудятся более 25 тысяч иностранцев. Если они покинут страну, производству саудовской нефти наступит конец. По мнению экспертов, события минувших выходных не только могут подорвать экономическую машину страны, существующую прежде всего за счет экспорта нефти, но и способны вызвать обвальное увеличение мировых цен на «черное золото».

"