Posted 2 марта 2009,, 21:00

Published 2 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Назад, в деревню

2 марта 2009, 21:00
Азербайджанские чиновники долго надеялись, что мировые экономические беды обойдут республику стороной. Однако в январе они все-таки разглядели кризис. Случилось это после того, как о нем заговорил президент Ильхам Алиев. Теперь власти в первую очередь стремятся спасти строительный бизнес, хотя сокращения наблюдаются по

Национальный банк Азербайджана продолжает неуклонно снижать учетную ставку. В октябре прошлого года она составляла 15%, а с 1 марта – 3%. Это делается, чтобы оживить экономику за счет большей доступности банковских кредитов для предпринимателей. Однако реально получить заем на сумму, превышающую 2 тыс. манатов (чуть менее 90 тыс. руб.), в большинстве случаев можно только по высокой протекции. В банках, в свою очередь, опасаются массового изъятия населением депозитов. В декабре и январе отток вкладов достиг 4%.

Власти пытаются спасти строительный рынок. Сначала несколько высокопоставленных чиновников заявили, что все «хрущевки» подлежат поэтапному сносу. По логике, такая информация должна была обрушить цены на вторичное жилье и побудить население покупать квартиры в пустующих новых домах. Падение цен (по разным оценкам, на 9–12%) на вторичном рынке действительно произошло и, как считают эксперты, продолжится. Но при этом значительно сократилось предложение. Ничего пока не выиграл и первичный рынок – продаются лишь 12 из каждых 100 предложенных квартир. Маклеры объясняют это, в частности, тем, что практически сошли на нет покупки квартир в Баку азербайджанцами, живущими и работающими в России.

Но городские власти не сдаются. Они нашли еще одно средство для реанимации строительного рынка. Мэрия Баку разрешает сносить «сталинки» и «хрущевки», вполне пригодные для проживания. Естественно, в особо приглянувшихся чиновникам-бизнесменам местах. А жильцам вместо компенсации настойчиво предлагают переехать в квартиры в новостройках, которые сданы «под маяк» – там нужен ремонт с нуля.

В одном из таких намеченных к сносу домов, построенных еще 40 лет назад, живет уже лет семь перебравшийся в Баку из деревни 33-летний Самир Ахмедов. За эти годы он успел поработать сначала разнорабочим, а потом и мастером-маляром. В ноябре прошлого года его, как и многих других, уволили без предупреждения и выходного пособия. По разным данным, в строительном секторе лишились работы от 10 до 30 тыс. человек, в основном выходцы из провинции, проживавшие в Баку с семьями на съемных квартирах. Самиру повезло: он нашел на днях заказ на небольшой ремонт. Говорит, что теперь хоть будут деньги, чтобы вернуться с семьей в деревню. Там он собирается сажать картошку. «Шиковать не буду, но и пухнуть с голоду тоже», – заявил он «НИ».

Тысячи таких, как Самир, уволены в нефтяных компаниях. По свидетельству председателя комитета защиты прав нефтяников Мирвари Гахраманлы, только в Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), к концу 2008 года работы лишились около 5 тыс. человек. Правозащитница рассказала: «Глава ГНКАР Ровнаг Абдуллаев обещал, что в 2009 году никаких сокращений не будет. Их на самом деле нет – компания поступает по-хитрому. Она заключает с работниками временные договоры – на три, на шесть месяцев, на год. И увольняет их не по сокращению штатов, а в связи с окончанием срока трудового договора».

Массовые увольнения прошли в госконцерне «Азербайджанские авиалинии», на предприятиях, производящих стройматериалы. В длительные вынужденные отпуска без оплаты отправляют рабочих сумгаитского трубопропокатного и бакинского сталелитейного заводов. Одновременно участились задержки зарплаты. В последние два месяца запаздывает перечисление относительно высоких пенсий (от 400 долларов и выше) отставным полицейским. Потихоньку возвращаются памятные по 90-м годам взаимные неплатежи предприятий и организаций.

Если верить кулуарным разговорам предпринимателей, увеличились суммы незаконных поборов. Причина – острая нехватка наличности, частично объясняющаяся тем, что курс маната, за которым стоит резко подешевевшая нефть, к доллару почти не изменился, а валютные поступления в Азербайджан уменьшились в разы. Некоторые деловые люди жалуются, что с конца прошлого года к ним то и дело наведываются сотрудники фискальных служб и вымогают немалые суммы, объясняя все той же нехваткой наличности.

Пожалуй, одно из немногих мест, где рядовой покупатель может хоть чему-то порадоваться, – это рынок одежды. В последние месяцы закрылся целый ряд магазинов, торгующих мужской и женской одеждой и обувью. А в оставшихся на плаву бутиках делают шоковые скидки в 50 и даже в 70%. Тем не менее, по данным Центра экономических исследований Азербайджана, объем продаж и в этих магазинах, и в других снизился с начала года больше чем на 25%. Не менее чем вдвое уменьшились продажи автомобилей, несмотря на снижение цен по некоторым позициям до 13%. Финансовый кризис ударил и по местному шоу-бизнесу, имеющему свою специфику. Дело в том, что основной источник дохода местных «звезд» и «звездочек» – не выпуск дисков или концерты, а выступления на свадьбах. Еще в ноябре самые востребованные исполнители брали за вечер до 8 тыс. долларов. Сейчас у большинства ставки снизились вдвое.

"