Posted 2 февраля 2015,, 21:00

Published 2 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

На всякие пожарные

На всякие пожарные

2 февраля 2015, 21:00
В Белоруссии вступил в силу закон «О военном положении», согласно которому полномочия силовых структур на случай каких-либо массовых волнений в стране существенно расширяются. Одни называют этот закон попыткой президента Александра Лукашенко защититься от повторения киевских событий в Минске, другие говорят, что главу

Законопроект неожиданно появился в парламенте Белоруссии еще осенью 2013 года, когда в столице соседней Украины только-только начиналось жестокое противостояние, в итоге вылившееся в нынешнюю гражданскую войну. Тогда эту законодательную инициативу, автором которой, как утверждалось в независимых белорусских СМИ, является лично Лукашенко, называли попыткой защититься от возможного повторения Майдана на белорусской земле. Тем более что основания беспокоиться у лидера страны были. Осенью 2015 года в стране предстоят президентские выборы. Как бы ни была слаба белорусская оппозиция, факт остается фактом: десятки ее представителей участвовали в протестах в Киеве.

В законопроекте были прописаны прямо-таки драконовские меры на случай массовых волнений в стране. Чего стоит, например, пункт, согласно которому в период военного положения в стране запрещалась работа всех без исключения СМИ, не включенных в специальный перечень, определяемый министерством информации Белоруссии, разрешались обыски без санкции прокурора и ограничивалось свободное движение через все границы республики. Весь прошлый год, однако, законопроект парламентом не принимался, что для законодательных новелл, спущенных из президентского окружения, довольно необычно. Создается впечатление, что Лукашенко внимательно наблюдал за развитием событий в соседней стране, стараясь сделать закон по возможности безупречным – то есть предотвращающим власти страны от всех возможных угроз.

И вот, наконец, в декабре закон был принят с весьма важным уточнением. Основанием для введения военного положения теперь являются не только массовые беспорядки, но и, как сказано в законе, направление «другим государством вооруженных групп, иррегулярных сил или подразделений регулярных войск» на белорусскую территорию, или даже концентрация вооруженных сил у границ Белоруссии. Белорусские оппозиционеры немедленно расценили эту правку, внесенную в конце прошлого года, как свидетельство того, что Лукашенко опасается возможного вторжения со стороны России. В частности, такую версию выдвинул один из лидеров Объединенной гражданской партии Валерий Карбалевич. Между тем белорусские власти потенциальной угрозой называют активность стран НАТО на западных границах. Не случайно за неделю до вступления закона о военном положении в силу министерством обороны страны было объявлено о проведении военных учений. Как сообщает государственное агентство «Белапан», на них отрабатывалось «проведение мероприятий» на случай объявления президентом военного положения. При этом в заявлении минобороны отмечается рост активности войск НАТО у границ Белоруссии. «Завершение 2014 года было ознаменовано небывалой по масштабам активностью прибалтийских государств по интенсификации мероприятий оперативной и боевой подготовки», – утверждают в белорусском военном ведомстве.

"