Posted 1 декабря 2004,, 21:00

Published 1 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Встреча на Босфоре

Встреча на Босфоре

1 декабря 2004, 21:00
5–6 декабря состоится официальный визит президента России Владимира Путина в Турцию, во время которого планируется подписание двустороннего базового договора, а также обсуждение вопросов экономического и военного сотрудничества.

В связи с приездом российского президента в Турции принимаются усиленные меры безопасности, для чего будут задействованы более 3 тысяч работников турецких спецслужб. «Путина в Анкаре будут охранять так, как охраняли Буша», – подчеркивает газета. В Анкаре Владимир Путин проведет переговоры с президентом Турции Ахмед Неджет Сезером и премьер-министром Реджеп Тайипом Эрдоганом. По итогам переговоров Путин и Сезер подпишут Совместную Декларацию о дружбе и партнерстве, а также четыре двусторонних соглашения, предусматривающих расширение сотрудничества в политической и экономической областях, а также в сфере военно-технического сотрудничества. Важное место на переговорах будет уделено взаимодействию в оборонной сфере. Министр обороны РФ Сергей Иванов прибудет в Турцию на день раньше Путина и пробудет там до 7-го декабря. Российский министр должен подписать с турецким коллегой соглашение о предотвращении опасных инцидентов на море и безопасности вне пределов территориальных вод. Этот документ регламентирует движение российских и турецких судов при проведении боевых учений. Вероятно, Сергей Иванов обсудит возможность лицензионного производства в Турции российских ударных вертолетов Ка-50-2 «Эрдоган». Речь идет о возможном подписании контракта на сумму около 2,5–3 млрд. долларов, который предусматривает поставку в Турцию 145 вертолетов, созданных в ОАО «Камов» на основе знаменитого Ка-50 – «Черная акула». Однако еще в сентябре турецкие СМИ, со ссылкой на источники в правительстве Турции, сообщили, что Анкара, скорее всего, отложит решение вопроса о закупке российских вертолетов и, возможно, объявит о проведении нового тендера. В частности, турецкая газета «Радикал» утверждает, что ведущие эксперты турецкого ВПК рекомендовали правительству страны воздержаться от подписания с Россией соглашения о закупке Ка-50-2 «Эрдоган» и начать с Москвой переговоры о возможных поставках в Турцию другого типа боевых машин. Речь идет о вертолетах Ми-28Н, которые являются совместной разработкой Московского вертолетного завода им. Миля и ростовского ОАО «Роствертол».

В Турции обратили внимание на технические параметры МИ-28Н: на этих вертолетах установлены бортовое радиоэлектронное оборудование пятого поколения, новейшие управляемые ракеты «Атака», а также ракеты класса «воздух – воздух» типа «Игла». Проблема, однако, в том, что вертолет МИ-28Н (в российской армии его также называют «Ночным охотником») поступит на вооружение Российской армии лишь к 2007 году. Впрочем, не исключено, что Владимиру Путину все же удастся убедить турецкие власти не отказываться от закупки Ка-50-2 «Эрдоган».

Другой важнейшей темой переговоров в Анкаре будет вопрос строительства нефтепроводов, которые позволили бы транспортировать нефть на мировые рынки в обход проливов Босфор и Дарданеллы. По словам главы управления инвестиционного анализа компании «ЛУКойл» Андрея Гайдамака, Турция контролирует около трети экспорта нефти из России и стран СНГ, а после ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку–Джейхан эта доля составит 40–45%. Анкара выражает свою обеспокоенность по поводу безопасности прохождения танкеров через свои проливы. По данным турецких источников, в год через Босфор и Дарданеллы танкерами перевозится примерно 135 млн. тонн нефти, а после того, как начнется экспорт казахстанской нефти на мировые рынки, этот показатель увеличится еще на 50–60 млн. тонн. Вот почему Анкара все более ужесточает правила прохождения нефтеналивных танкеров через проливы, что вызывает недовольство Москвы: ежегодные убытки России в связи с ужесточением режима прохождения проливов достигают 400 млн. долларов. Потому предметом обсуждения в Анкаре станет и проблема обеспечения безопасности проливов.

Российская компания «Транснефть» предлагает Турции одобрить проект строительства трубопровода «Кыйикей – Ибрикхаба», строительство которого обойдется в 900 млн. долларов. Этот трубопровод пройдет от турецкого поселка Кыйикей на юго-западном побережье Черного моря до города Ибрикхаба на побережье Эгейского моря. Планируется, что ежегодно по этому трубопроводу будет транспортироваться 60 млн. тонн нефти, а протяженность маршрута составит 193 км. Однако некоторые турецкие эксперты полагают, что правительство Турции может доверить реализацию этого проекта не «Траснефти», а ее конкуренту – международному консорциуму Thrace Development. Между тем турецкая сторона разработала свой проект строительства нефтепровода – от черноморского города Самсун до порта Джейхан на Средиземном море. Какой окажется предпочтительнее, покажут переговоры.




Террористы сорвали визит Путина в Турцию

"