Posted 1 октября 2014,, 20:00

Published 1 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

Зрительский голос

1 октября 2014, 20:00
Несмотря на то что новый фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» был выдвинут российским оскаровским комитетом на соискание премии Американской киноакадемии большинством голосов и победил в этой гонке своего конкурента – фильм «Горько!» Жоры Крыжовникова, скандал вокруг решения комитета под председательством режиссера Влади

Как ранее сообщали «НИ» (см. номер от 30 сентября 2014 года) продюсеры фильма «Горько» написали письмо в российский оскаровский комитет с просьбой отозвать картину Андрея Звягинцева «Левиафан» с оскаровской гонки, так как считают, что решение о выдвижении «Левиафана» несправедливое.

«Мы выражаем протест против его участия в оскаровской гонке 2014 года. Согласно регламенту Американской киноакадемии, каждая страна имеет право номинировать один фильм, который был выпущен в прокат в период с 1 октября 2013 по

30 сентября 2014 года и показан в коммерческом кинотеатре не менее

7 дней подряд. «Левиафан» отвечает этим условиям исключительно формально: его недельный прокат в единственном российском кинотеатре был организован специально для участия в оскаровской гонке», – заявили авторы письма продюсеры Илья Бурец и Дмитрий Нелидов. Сами авторы конкурирующих фильмов, режиссеры Андрей Звягинцев и Жора Крыжовников, в скандале не участвуют и никак не комментируют ситуацию, от комментариев СМИ отказываются также и члены российского оскаровского комитета.

С вопросом о том, можно ли считать инцидент лишь продюсерской битвой за желание заработать побольше денег, «НИ» обратились к киноведу и ведущему программы «Культ кино» Кириллу Разлогову: «В противовес правилам, которые соблюдаются в других странах, картина, претендующая на Оскар, вместо того, чтобы быть выпущенной на экраны заблаговременно, ждет, пока продюсеры не узнают о том, что они выдвигаются, и уже тогда сочиняется справка о том, что фильм неделю был в прокате», – рассказывает Кирилл Эмильевич. – Сейчас нашлись люди, продюсеры картины «Горько!», которые за это ухватились и на этом основании пытаются пробиться в лидеры. Плохо то, что у картины «Горько» не так много шансов добиться успеха, как у картины «Левиафан», поэтому выбор членов комитета был правильным. Другое дело, что они в принципе могли отказаться рассматривать фильм, которого не было в прокате, но они этого не сделали – точно так же, как это было с фильмом «Сталинград» в прошлом году, когда была та же история. «Сталинград» вытеснил самого вероятного претендента – фильм «Легенда номер 17», который был в прокате и пользовался большим успехом, а «Сталинград» был показан в последний момент. Но, повторю, история с «Левиафаном» – это не вина Роднянского, так делали многие продюсеры. Делал так и режиссер Андрон Кончаловский с фильмом «Дом дураков», который вытеснил наиболее вероятного претендента – фильм Александра Рогожкина «Кукушка». Поэтому, если скандал приведет к тому, что в дальнейшем на «Оскар» будут выдвигаться только те фильмы, которые уже видел зритель, то это будет хорошим результатом. Если это выльется в войну между продюсерами и стремление протолкнуть «Горько!» любой ценой, то это будет неправильно. Повторюсь, у этой картины значительно меньше шансов получить приз в оскаровской гонке, чем у ленты Звягинцева».

На вопрос, является ли в других странах народное признание главным критерием для выдвижения фильма на «Оскар», г-н Разлогов ответил: «Все смотрят по-своему, общего правила на этот счет нет. Ни коммерческий успех, ни международное признание нельзя назвать главными критериями. Выдвигаются обычно картины, важные для национальной кинематографии, либо картины, у которых больше всего шансов понравиться Американской киноакадемии».

Российский прокат «Левиафана» намечен на ноябрь этого года. Напомним, что сложности с показом фильма массовому зрителю могли возникнуть из-за закона о запрете в кино нецензурной брани, в связи с чем Андрею Звягинцеву пришлось переозвучить свою картину после ее триумфального показа на международных фестивалях и награждения несколькими престижными кинопремиями, в том числе «Пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля за лучший сценарий.

"