Posted 1 сентября 2004,, 20:00

Published 1 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Жизнь или платок

Жизнь или платок

1 сентября 2004, 20:00
Хотя закон, ограничивающий ношение платков-хиджабов в госучреждениях, действует только в Германии, Франции и Бельгии, этот вопрос после захвата двух французских заложников в Ираке начал широко обсуждаться даже в тех странах Евросоюза, где мусульманские общины немногочисленны, а отношения с ними вовсе не столь напряженн

Не случайно, видимо, борьбу с хиджабом во Франции начал своим телевизионным обращением к нации в декабре 2003-го президент Жак Ширак, призвавший отказаться от ношения в государственных школах страны «заметных» религиозных символов (хиджаба, кипы, креста) – чтобы взяться за решение этой болезненной проблемы, требовался авторитет первого лица в государстве. Парламент Франции поддержал президента и в феврале 2004-го принял закон «О светскости», запрещающий носить «заметные» религиозные символы в госучреждениях. Тогда лидеры 5-миллионной мусульманской общины Франции назвали этот закон атакой на ислам, обвинив власти Франции в расизме.

Против ношения хиджаба в школах Германии выступил и канцлер Герхард Шредер. Сегодня уже в 7 из 16 федеральных земель ФРГ действует закон, запрещающий учительницам ходить в школу в платках-хиджабах. А первой европейской страной, принявшей закон, запрещающий носить хиджаб в школах, была Бельгия. Любопытно, что хиджаб запретили даже в учебных заведениях мусульманской Турции, несмотря на то что, к примеру, в Иране и Саудовской Аравии ношение мусульманского платка для женщин, в том числе и для иностранок, обязательно.

Однако запрет на ношение религиозных символов, в том числе и мусульманского платка осудил мэр Лондона Кен Ливингстон. Он заявил, что закон, запрещающий носить религиозные символы, «является наиболее реакционным предложением, которое когда-либо рассматривалось Европейским парламентом со времен Второй мировой войны». По словам мэра Лондона, этот закон «означает шаг в сторону религиозной нетерпимости». Напомним, что в апреле 2001 года полиция Лондона разрешила мусульманкам, являющимся офицерами полиции, носить хиджаб на службе.

Носить хиджаб в госучреждениях можно даже в католической Испании. 18 февраля 2002 года правительство Испании разрешило школьницам, исповедующим ислам, носить хиджаб, несмотря на утверждение дирекций школ, что он является символом дискриминации женщин. Кстати, 15 мая 2003 года Кассационная коллегия Верховного суда России также отменила положение МВД РФ, обязывающее граждан РФ фотографироваться для паспорта без головных уборов. Соответствующий пункт положения оспаривала группа женщин-мусульманок из Татарстана, не желавшая фотографироваться на паспорт без хиджаба.

Стоит отметить, что заявлений о готовности пересмотреть действующую практику отношения к религиозным головным уборам по ходу драмы с французскими заложниками не поступало ни из одной европейской страны. Это вовсе не значит, что законы не начнут пересматривать после ее развязки.




Иракские боевики приступили к реформе законодательства Пятой республики

"