Posted 1 августа 2013,, 20:00

Published 1 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:50

Updated 8 марта, 04:50

Ловись, рыбка, чужая и немаленькая

Ловись, рыбка, чужая и немаленькая

1 августа 2013, 20:00
В Норвегии рады иностранным туристам. Порой, однако, гости из-за рубежа, в числе которых немало и наших соотечественников, приносят не только доходы в норвежскую казну, но и проблемы. Особенно это касается тех иностранцев, кто собрался отдохнуть у норвежских фиордов с удочкой в руках.

Почти обязательным пунктом в программе пребывания россиян в Норвегии является рыбалка. Здешние фиорды кишат треской, сайдой и палтусом, и наши соотечественники, обнаружив рыбное изобилие, часто забывают обо всем на свете, и, вычеркнув из списка музеи и замки, все свое время посвящают «робинзонаде» со спиннингом или переметом. В свое время жертвой рыбацкой страсти стал и первый президент России Борис Ельцин, прибывший в 2004 году с частным визитом в Норвегию. Отказавшись от всех прочих развлечений, он на целую неделю превратился в страстного рыболова, таская спиннингом сайду с борта шхуны Paulina.

«Ваш президент был в таком восторге от превосходного клева, что отменил все прочие запланированные мероприятия. И он, и Наина Иосифовна кидали и кидали снасти. Небольшая проблема возникла, когда Ельцин изъявил желание забрать с собой в Москву весь улов, а это было без малого 200 кг филе. Но с помощью транспортной компании проблему решили. Все заморозили, упаковали как положено, оформили документы на вывоз и загрузили на борт русского лайнера», – рассказывал корреспонденту «НИ» владелец местного отеля, в котором остановились знаменитости.

Эта история типична для нашего туризма в Стране фиордов. Россияне известны своей практичностью, независимо от их социального положения и кошелька. Добравшись до кладовых природы, они не отступят, пока не удовлетворят страсть к заготовкам. Грибы, ягоды, березовый сок, рыба, дичь – все чистится, режется, сушится, морозится и закатывается в банки. Аборигены много раз с удивлением наблюдали, как жены нефтяных королей и газовых князей, пачкая рыбьей слизью и чешуей свои «гуччи» и «версаче», с упоением проваливались в каменный век, обрабатывая добычу кормильцев. Местное изобилие, однако, срывает тонкую оболочку цивилизованности и с европейцев, выдрессированных на отпускание пойманной рыбы. Приехав в Норвегию исключительно «за впечатлениями», они начинают заниматься грубой добычей, подсчитывая головы и килограммы. Это тревожит норвежское рыболовное лобби, которое требуют ввести законодательные ограничения в отношении иностранцев со спортивными орудиями лова. По разным исследованиям последних лет, ежегодно туристы добывают в фиордах от 6000 до 13500 тонн рыбы. 80% ее составляют треска и минтай. Ежегодная численность армии зарубежных рыбаков-туристов достигает 350 000 человек. Норвежские правила лова, крайне жесткие в отношении профессиональных тружеников моря, исключительно щедры, если дело касается любителей. Традиционно считалось, что зарубежные богачи осыпают страну деньгами, получая взамен пару-другую символических «хвостов». Туристам, скажем, позволено выставлять переметы с суммарным количеством в 300 крючков, при этом им не надо покупать лицензию или ограничивать себя в количестве улова. Подсчитывается, да и то лишь с 2006 года, исключительно вывозная рыба. Тогда было установлено правило, что иностранец имеет право забрать с собой максимум 15 кг в течение суток или один трофей, если его вес превышает указанный «потолок». Однако это правило легко обходится из-за слабости таможенного контроля. Организация рыбаков Норвегии Norges Fiskarlag уже давно требовала «взяться за конкурентов», которые, по их мнению, опустошают прибрежные воды.

Объединение туристических организаций Норвегии NHO Reiseliv, напротив, борется против ужесточения правил рыбалки для любителей, уверяя, что движение в этом направлении погубит отрасль. Иностранные туристы лишь прошлым летом оставили в Норвегии около пяти миллиардов евро, это сопоставимо с доходом, который приносит стране прибрежное рыболовство.

«Исследования, в которых учитываются расплывчатые дополнительные ценности типа заполняемости гостиниц и увеличения прибыли магазинов, связанные с зарубежными туристами, всегда сомнительны. Надо вернуться к основам. Страна не может жить за счет того, что ее ресурсы разрабатывают другие, в данном случае рыбаки-любители. Мы, норвежцы, должны сами добывать морепродукты и контролировать их запасы», – отвергает претензии туристической отрасли Эрлинг Скотой, глава регионального объединения рыбаков Fiskalaget Vest.

Возможно, две отрасли – рыболовную и туристическую – удастся примирить, выбрав исландский вариант. В этой стране туристы имеют право ловить и вывозить сколько угодно рыбы, но при одном условии: улов должен быть сдан для переработки и упаковки местным предприятиям рыболовной промышленности, благодаря чему любители косвенно оплачивают свою добычу. Проблема лишь в том, что исландцам, как островитянам, легко контролировать соблюдение установленных правил – контрабанду с середины Атлантики вывезти тяжело – а Норвегия имеет растянутые сухопутные границы, «дырявые» практически на всем их протяжении. Таможенное ведомство предупреждает, что излишнее «затягивание гаек» приведет к росту вывоза не задекларированных уловов, значительную часть которых проверить невозможно.

"