Posted 1 августа 2011,, 20:00

Published 1 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:16

Updated 8 марта, 06:16

Стереть навсегда

1 августа 2011, 20:00
Потрясший всю Норвегию теракт – убийство десятков человек экстремистом-исламофобом Андерсом Брейвиком, привел к парадоксальным последствиям. Норвежцы стараются избавиться от всего, что так или иначе связано с именем террориста или с его идеями, надеясь, что таким образом удастся предотвратить повторение трагедии.

«Даже в ГДР времен Штази невозможно было бы вычислить террориста-одиночку, подобного Брейвику», – заявила в оправдание своей организации шеф полиции безопасности Норвегии PST Яанне Кристиансен. В прошлогоднем отчете PST об угрозах Норвегии говорится, что «левые и правые экстремистские группировки не представляют опасности для страны». Свой прошлогодний вывод PST подкрепила в минувшую пятницу, выступив с новым анализом ситуации в Норвегии. «Атаки, подобные произошедшей, могут планироваться и совершаться отдельными личностями без каких-либо предварительных сигналов о готовящихся акциях и без оперативных связей с другими людьми», – говорится в новом отчете. PST, подтверждая свое мнение о «роке», грядущий удар которого спецслужбы предугадать не в силах, отказалась от прежней градации опасности для страны по шкале «низкая – средняя-повышенная и высокая», как вводящей общественность в заблуждение. Вместе с тем шеф полиции Осло Анстейн Гьенгедал, стремясь успокоить соотечественников, заявил, что столица по-прежнему является городом, безопасным для жизни.

Столь противоречивые выступления руководителей силовых структур, призванных обеспечить безопасность населения, привели к обратному эффекту. Граждане и отдельные организации взяли инициативу в свои руки, пытаясь сделать хоть что-то для предотвращения новых нападений «волков-одиночек».

Невысказанный лозунг спонтанного движения звучит следующим образом: «Все, что связано с Брейвиком, должно исчезнуть». Стрелковый клуб Осло, где убийца тренировался в стрельбе по движущимся мишеням (с 2010 года он посетил 11 тренировок), объявил о прекращении деятельности, вплоть до особого уведомления. Его примеру последовали многие родственные клубы по всей стране. Крупнейшая норвежская ритейлерская сеть Coop Norway изъяла со своих полок компьютерные игры World of Warcraft, Call of Duty, Sniper Ghost Warrior, Homefront, Counter-Strike и еще десятки подобных, построенных на насилии. Все из-за того, что Брейвик писал в Интернете, что готовился к нападению на страну, играя в «стрелялки». Coop и ряд других сетей убрали в запасники даже детские игрушки, напоминающие настоящее оружие: а вдруг с их помощью вырастет новое поколение «волчат»?

Паническое желание норвежцев защититься от «рока» и «вымести» из страны все, что использовал Брейвик в качестве вспомогательных средств для нанесения эффективного удара, порой доходит до абсурда. Он расстреливал детей на острове Утойя под звуки Lux Aeterna к фильму «Властелин колец», утверждая, что эта музыка «пробуждает страстную ярость», – и теперь дисков с этой мелодией не найти в специализированных магазинах.

«Мне раньше самому нравилась эта вещь, но теперь я ее возненавидел. Это мое личное решение – не продавать ее записи», – заявил корреспонденту «НИ» молодой парень, владелец музыкального бутика в Тронхейме. Брейвик, желая быть «яростным, спокойным и агрессивным» во время устроенного им побоища, принял лекарственный коктейль из аспирина, кофеина и эфедрина. «Люди, возьмите себя в руки, не дайте себя запугать этому монстру. Ведь именно этого он хотел. Если страх продолжит пускать свои щупальца глубже в наши души, следующим шагом станет изъятие из аптек аспирина. Ведь это безобидное лекарство тоже помогало Брейвику», – написал один из норвежцев в газетном комментарии. Выступить под своим именем этот человек, однако, отказался. А вдруг соотечественники воспримут его «апологию аспирина» как призыв к отмене бдительности и косвенную поддержку Брейвика? Впрочем, все эти действия простых норвежцев, какими бы странными они ни казались, вполне объяснимы: мать, потерявшая ребенка, начинает убираться в квартире просто для того, чтобы не сойти с ума. Нация, потерявшая почти сотню своих детей, также пытается спастись от безумия, придумывая себе занятия «против Брейвика».

Проблему норвежского общества, спокойствие которого было взорвано двойным терактом, четко подметил комментатор газеты Dagbladet. Радикальные группы самоизолируются, их члены общаются между собой на определенных страницах в Интернете, постепенно убеждая себя, что «вокруг свои». Прочие норвежцы брезгуют вступать в диалог с «маргиналами». «Если мы не хотим повторения трагедий, подобных случившейся, нам нужно активно искать эти виртуальные «закрытые клубы» и высказывать там свои взгляды. Доброжелательно, но твердо, – пишет издание, – Конечно, нам не удастся переубедить активных блогеров, но мы предоставим читателям данных страниц возможность сопоставить разные взгляды, получить информацию, отличную от той, которую они разыскивают».

Сегодня, однако, Норвегия движется в обратном направлении. Национальная травма так велика, что большинство СМИ выбрали стратегию изолирования инакомыслящих. Ведущие газеты либо отключили функцию комментариев, либо ввели жесткую цензуру. Страна утопает в розах, которые люди несут в церкви или на парковые лужайки в память о погибших. Национальным лозунгом стали слова девушки, пережившей побоище на Утойя: «Если один человек мог излить на нас столько ненависти, покажем, сколько любви есть во всех нас». В США после трагедии 11 сентября главным словом было «мстить». В Норвегии – «любить». Здесь родилась инициатива, вероятно, не виданная прежде. В Facebook создана группа поддержки матери убийцы, ведь несчастная так гордилась своим сыном! 50 тысяч человек уже направили ей слова участия, поддержки и соболезнования. Норвежцам больно сознавать, что ненависть продолжает жить в обществе, прорываясь наружу в избежавших цензуры комментариях. «Надеюсь, что убитые были социалистами, поддерживающими иммиграцию». «Думаю, многие хотели бы, чтобы одним из убитых оказался премьер-министр». Эти и подобные им сообщения пришли на страницу в Facebook спикера по вопросам иммиграции популистской Партии прогресса Пера-Вилли Амундсена, прежде чем тот закрыл «окошко».

"