Posted 1 августа 2004,, 20:00

Published 1 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Марек Белка и колесо истории

Марек Белка и колесо истории

1 августа 2004, 20:00
1 августа Польша отметила 60-летие восстания против гитлеровских оккупантов, в ходе которого погибли более 200 тысяч поляков. По всей стране прошли поминальные торжества и шествия с участием местных жителей, а также почетных зарубежных гостей. Наиболее заметными среди них были канцлер ФРГ Герхард Шредер, госсекретарь С

Все они – знаковые фигуры. Один представлял страну, которая, собственно, и утопила в крови патриотический бунт, двое других – страны антигитлеровской коалиции, которые не смогли этому помешать. Российский посол Николай Афанасьевский стоял в сторонке. Кроме него нашу страну никто не представлял. Официального приглашения Москва не получала.

Гости явно не знали, как себя держать, а посему старались хранить молчание. Хозяева же взывали к исторической правде и требовали покаяний. Причем от тех и других. От немцев за то, что они натворили, сровняв Варшаву с землей. От союзников – за то, что они не пришли на помощь бойцам польского Сопротивления. Накануне воскресной церемонии премьер-министр Польши Марек Белка выступил с речью на открытии музея Варшавского восстания, созданного специально по такому случаю. Он отметил, что после Второй мировой войны истину намеренно искажали как отечественные, так и зарубежные авторы. Любопытно, что десять лет назад президент ФРГ Роман Херцог в своей речи перепутал Варшавское восстание с восстанием евреев в варшавском гетто.

До конца 80-х годов в официальной историографии СССР и ПНР ничего не говорилось о тех трагических событиях. Видимо, чтобы не омрачать отношений. Но и в дальнейшем этой щекотливой темы руководители наших стран старались касаться как можно реже. Лишь в 1994 году, когда отмечался 50-летний юбилей антифашистского восстания, Лех Валенса направил приглашение Борису Ельцину. Однако Борис Николаевич, сославшись на хворь и занятость, отклонил высокое приглашение и отправил в Варшаву одного из своих кремлевских чиновников. Через семь лет Владимир Путин, находясь с официальным визитом в Польше, возложил венок к монументу солдатам Армии Крайовой, и, казалось, с забвением и неизвестностью покончено. Поляки по достоинству оценили гуманизм российского президента, только этого, видно, мало. Тени прошлого и сегодня мешают единству взглядов и мнений.

В польских газетах, которые в эти дни печатают массу статей и исторических исследований на данную тему, преобладает мнение, что в поражении восставших виновато было советское руководство. Сталин якобы лично отдал приказ войскам, стоявшим уже на берегах Вислы, не двигаться вперед и не мешать немцам. Считается, он был недоволен тем, что восстание было подготовлено и начато без его ведома. Не устраивало Ставку и то, что руководство восстанием осуществляло эмигрантское правительство, сидевшее в Лондоне. Оно намеревалось войти в Варшаву до того, как ее освободит Красная Армия, и взять там власть. На самом же деле, утверждают российские историки, советские войска к тому моменту просто не могли предпринять решительного наступления на Варшаву, потому что перед этим понесли серьезные потери.

Но поляков, судя по всему, эта точка зрения уже не интересует. О заслугах России в освобождении Польши от немецко-фашистских оккупантов Марек Белка в своем выступлении перед публикой не сказал ни слова.

"