Posted 1 июля 2015,, 21:00

Published 1 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Теперь как в Америке

Теперь как в Америке

1 июля 2015, 21:00
В Израиле заговорили о, казалось бы, далекой от этой страны теме – расовой дискриминации. Чернокожие евреи (так называемые фалаши), приехавшие на Землю обетованную из Эфиопии, обвинили в ущемлении своих прав выходца из бывшего СССР. «Русско-эфиопская война», как в шутку назвали этот конфликт в некоторых СМИ, тем не мен

Весь прошедший месяц чуть ли не главной внутриполитической новостью Израиля были протесты эфиопских евреев, пиком которых стали события 22 июня в Тель-Авиве. Центр города оказался во власти разбушевавшихся участников демонстрации эфиопской общины. Молодые чернокожие евреи фактически устроили погром, требуя от юридического советника правительства (генерального прокурора) Йехуды Вайнштейна не закрывать дело полицейского, избившего эфиопского солдата. Одновременно молодые фалаши требуют закрыть дела, возбужденные против членов общины, ранее хулиганивших (и отнюдь не мелко) на подобных демонстрациях, начавшихся в мае. Местные эфиопы также жалуются на полицейскую жестокость.

События в центре города развивались стремительно. Сначала была разрешенная демонстрация. Потом, примерно в 20.30, акция протеста, начавшаяся у правительственного комплекса Кирия в Тель-Авиве, переместилась в близлежащий район Сарона, где расположено много ресторанов. Демонстранты ворвались в популярные кафе «Ландвер» и «Бэбасар» с криками: «Что вы тут расселись?»

Вот что рассказал «НИ» один из посетителей кафе «Ландвер»: «Внезапно вбежала толпа, полетели столы, стулья, раздался звон разбитого стекла. Наши столики находились на веранде, мы такого развития событий никак не ожидали, забежали внутрь кафе и заперлись изнутри. Другие ушли через задний ход. Несколько человек были ранены». В ответ на требование полиции отойти от кафе демонстранты принялись переворачивать столы и швырять стулья в стражей порядка.

Недалеко от здания муниципалитета десятки молодых фалашей с лицами, закрытыми платками, бросали камни и бутылки в полицейских и бойцов пограничной охраны, также относящихся к силовым структурам. Тогда начались аресты: под стражу взяли 17 человек. В чем же причина гнева чернокожих евреев? Дело в том, что в конце мая «эфиопский» солдат Дамас Пакадо, отличник боевой и политической подготовки, без пяти минут студент престижного университета, нахамил и даже первым стал «толкаться» с «русским» полицейским, стоявшим в оцеплении из-за опасности так называемого хэфец хашут – «неизвестного предмета». Это обычная полицейская практика, когда закрывается тот или иной квартал, в котором оказывается нечто, что может быть принято за бомбу. Вероятно, ехавший на велосипеде Пакадо очень спешил, а потому решил прорваться в оцепленный квартал, игнорируя требования полицейских. Его препирательства со стражами порядка, один из которых был выходцем из бывшего СССР, кто-то заснял на камеру мобильного телефона и выложил в Интернет. Тут-то скандал и начался. Ситуацию усугубило то, что в Сеть выложен был один эпизод, в котором действовал только «русский» полицейский, которого, кстати, сразу же после публикации видео отстранили от работы. Ему грозило увольнение и судебное разбирательство. В дело вмешался премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Он под объективами телекамер обнял Пакадо, выразил возмущение действиями полиции. Возможно, гнев фалашей на этом бы и поутих. Но началось серьезное разбирательство. Были найдены первые кадры того самого эпизода задержания Пакадо, на которых четко видно, что первым начал потасовку отличник боевой и политической подготовки. В результате дело против «русского» полицейского закрыли.

Сейчас в Израиле обсуждают уже даже не дело об избиении Пакадо, а то, кто же виноват в событиях 22 июня. Активная участница протестов Орит Сахбат, задержанная полицией, во всем полицию и обвиняет. По ее словам, «часть демонстрантов начала уже покидать центр города и двигаться в южный Тель-Авив, но полиция их блокировала и выдавила в район ресторанов. Полиция продолжала давить, поэтому некоторые из демонстрантов попадали на посетителей ресторанов». С этой точкой зрения, очень популярной в среде фалашей, понятное дело, в Израиле согласны далеко не все.

Как бы то ни было, организаторы протестов заявили о том, что акция 22 июня – это только начало. По их словам, демонстрации не прекратятся до тех пор, пока дело против полицейского, избившего солдата, не будет вновь открыто. Они также требуют прекратить предвзятое отношение полиции к выходцам из эфиопской общины. Ожидается, что выполнить (или, напротив, не выполнить) свою угрозу организаторы протестов должны в этом месяце.

Тем временем в Израиле гадают, что же все-таки произошло. Стоит ли говорить о том, что расовая проблема, прежде знакомая лишь по новостям из США, пришла на Святую землю или имеет место всего лишь отдельный эпизод, который скоро забудется? Есть сторонники и первой, и второй точек зрения. В любом случае даже те, кто видит в событиях 22 июня расовую подоплеку, говорят о том, что не стоит огульно обвинять в беспорядках всю общину чернокожих евреев. В пользу своих слов они приводят такой факт: в числе тех, кто пытался утихомирить хулиганствующую молодежь в Тель-Авиве, были и старейшины эфиопской общины, а также кейсим – эфиопские раввины. Правда, их, как и полицию, хулиганы не послушали.

"