Posted 1 апреля 2008,, 20:00

Published 1 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

Свобода во льдах

1 апреля 2008, 20:00
Вчера появилась неожиданная новость. Ко всем проблемам во взаимоотношениях Дании и ее автономной территории – Гренландии – добавилась еще одна, нефть. Совместная комиссия по гренландскому самоуправлению обнародовала проект нового соглашения между метрополией и автономией, который поступит на рассмотрение парламентов об

Комиссии, созданной в 2004 году, было поручено подготовить «мягкий» переход к полному отделению самого большого острова на планете от Дании. Важным этапом на этом пути должен стать закон о расширенном самоуправлении. Подавляющее большинство датчан и гренландцев поддерживает идею «развода», но спор о праве на нефть и другие полезные ископаемые, которые могут находиться на гренландском шельфе, способен сорвать переговоры.

Комиссия предложила закрепить за Гренландией право на полное распоряжение недрами страны, включая доходы от добычи полезных ископаемых, – но на определенный срок. Дания при этом обязуется продолжать ежегодно выплачивать Гренландии дотацию в сумме около 400 миллионов евро до тех пор, пока доходы ледяного острова от добычи полезных ископаемых не достигнут 800 миллионов евро. Все, полученное сверх названной суммы, поступит в общую копилку. Эти деньги пойдут на уменьшение дотации, которая постепенно должна сойти на нет.

По достижении заветной цифры в 800 млн. евро стороны обязуются вновь сесть за стол переговоров для заключения нового соглашения.

«Дания совершает историческую ошибку, отказываясь от возможной гигантской прибыли, которую можно получить, разрабатывая гренландский шельф», – заявил представитель Датской народной партии Сорен Есперсен, участвовавший в работе комиссии. По мнению Датской народной партии, Копенгаген, на протяжении более тридцати лет закачивающий в бездонную гренландскую бочку огромные средства, имеет право участвовать в разделе арктического нефтяного пирога.

Геологи считают, что на шельфе между Канадой и Гренландией сосредоточены запасы нефти на десятки миллиардов евро, превышающие резервы Северного моря. Глобальное потепление сделало возможным их добычу. Территории, прежде покрытые льдом большую часть года, теперь замерзают максимум на три-четыре месяца.

Гренландское самоуправление уже выдало нефтяным компаниям Канады, Великобритании и Дании десять лицензий, позволяющих им в течение десяти лет вести нефтеразведку на шельфе.

По мнению Яна Стиллинга, главного геолога гренландской нефтяной компании Nunaoil, коммерческая добыча углеводородов может начаться уже в ближайшие годы. Лишь в районе северо-восточной Гренландии запасы нефти оцениваются в 31 миллиард баррелей. Это почти в 80 раз больше, чем располагает Дания в своем секторе Северного моря.

Датская народная партия, поднявшая в национальных СМИ кампанию против «королевского подарка» Гренландии, лукавит, уверяя, что Копенгаген отказался от борьбы за сокровища Арктики. Ведь в проекте соглашения говорится, что стороны пересмотрят договор, как только добыча достигнет 800 млн. евро. Представители Гренландии на переговорах добивались права распоряжаться своими недрами «на все времена», по образцу соглашения, заключенного Данией с другой атлантической автономией – Фарерскими островами. Этот договор, называемый сегодня в Дании скандальным, был заключен в 1992 году по следам грандиозного экономического кризиса, охватившего Фареры. Архипелаг был по уши в долгах, во всех своих бедах обвинял «датских колонизаторов», до нефти тогда было далеко как до Луны, и тогдашний датский премьер-министр подмахнул соглашение в качестве политического жеста. Теперь нефть на Фарерах нашли, вот-вот начнется ее добыча, но Дания не получит ни кусочка от фарерского нефтяного пирога. Однако с Гренландией, где запасы нефти во много раз больше, Копенгаген не намерен повторять фарерской ошибки. Датские сторонники соглашения с Гренландией указывают, что настоящий разговор о разделе недр пойдет лишь после начала полномасштабной добычи углеводородов в Арктике, а сейчас вполне допустимо дать эскимосам морковку в виде мало к чему обязывающей декларации о праве Гренландии на свои полезные ископаемые.

"