Posted 1 марта 2012,, 20:00

Published 1 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:45

Updated 8 марта, 05:45

«Имя нам – легион»

«Имя нам – легион»

1 марта 2012, 20:00
На этой неделе в Европе и Латинской Америке Интерпол провел операцию «Сорвать маску». Ее целью было прекращение деятельности хакерского движения Anonymous. Хотя общее число задержанных составило 25 человек, организаторы операции не скрывают, что активность «Анонимов» едва ли уменьшится. Как заявил руководитель Агентств

Хотя последние полтора года Anonymous постоянно на слуху, о движении известно только то, что о нем практически ничего не известно. Лишний раз корреспондента «НИ» в этом убедило посещение семинара по субкультурам Интернета, организованном Центром по технологическим инновациям вашингтонского Института Брукингса. «Это рыхлое, неструктурированное, без формального руководства образование, – заявила там исследовательница из Нью-Йоркского университета Габриелла Колман, десять лет занимающаяся изучением хакерских сообществ. – Anonymous как по своей природе, так и по замыслу не поддается строгим академическим определениям». В интервью «НИ» она добавила, что ее личный опыт указывает на «чрезвычайно пестрый и разнообразный социальный статус участников этой группы – от людей, близких к королевским кругам Европы, до тех, кто пребывает на самом низу социальной лестницы». Трудно сказать, в скольких странах они действуют, признается г-жа Колман, но если судить по языку, чаще звучащему в чатах «Анонимов», то, вероятно, большинство их базируется в США. Столь же трудно подсчитать и их численность. В одних акциях принимают участие несколько сотен пользователей интернет-сообщества, в других – от 5 до 8 тысяч. Их самая крупная акция собрала 30 тысяч человек. По словам участника семинара журналиста Криса Лэндерса, «Анонимы» определяют себя группой и движением в том же смысле, в каком группой является стая птиц. «Почему это группа? Потому что они летят в одном направлении», – говорит он.

Главная ошибка, от которой г-жа Колман предостерегает общественное мнение, это отнесение всех «Анонимов» к разряду хакеров, то есть чрезвычайно квалифицированных и аполитичных IT-специалистов, взламывающих чужие компьютеры по заказу или, что называется, «из любви к искусству». Да, там есть и они. Но в целом, как считает Габриелла Колман, «это протестное движение, хоть и порождено Интернетом, связано не только с ним».

Первая громкая заявка Anonymous на известность пришлась на 2008 год и была связана с их протестами против сайентологической церкви. Это так называемый Проект «Чанология». Поводом послужило стремление церковных властей снять с YouTube интервью одного из известнейших сайентологов мира киноактера Тома Круза. «Мы против корпораций и правительств, которые вмешиваются в Интернет, – заявили тогда «Анонимы». – Мы считаем, что Интернет должен быть открытым и свободным для всех». В тот год и родился устрашающий лозунг Anonymous, в различных вариациях звучащий по сей день: «Мы – анонимы. Имя нам – легион. Мы не прощаем. Мы не забываем. Ждите нас». Но что интересно, протест против сайентологов выплеснулся не столько в Интернет, сколько в публичное пространство, на улицы. Чтобы сохранить анонимность, а также игровой момент, свойственный различным онлайновым субкультурам, митингующие участники проекта «Чанология» надели на лица маски Гая Фокса. С тех пор эта маска английского заговорщика, пытавшегося в 1605 году взорвать короля Якова Первого, стала символом «Анонимов» – так же, как и «Костюм без головы», вмонтированный в эмблему ООН в виде земного шара.

«Любой, кто хочет, может быть «Анонимом», – заявил Крису Лэндерсу представитель движения. – У нас есть программа, с которой мы все согласны, и все мы координируем наши действия, но все мы действуем независимо и без всякого стремления к признанию. Мы просто хотим, чтобы было сделано то, что мы считаем важным».

И все-таки, несмотря на такого рода примиряющие заявления, широкую известность «Анонимам» принес так называемый хактивизм – атаки на сайты тех учреждений и институтов, которые, по мнению Anonymous, чинят препятствия свободе Интернета. Наиболее громкие хакерские атаки связаны, в частности, с арестом основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Большую известность получили и перехват телеконференции ФБР и Скотланд-Ярда, где обсуждались меры по борьбе с хакерами, а также взлом почты американского сенатора Джо Либермана, лоббировавшего закон, согласно которому Ассанжа можно было бы привлечь к ответственности по обвинению в шпионаже. Это был первый случай взлома сайта правительственного уровня .gov.

«Сорвать маску» – не первая попытка обезвредить «Анонимов». Так, в июле 2011 года имела место широкая международная операция правоохранительных органов США, Великобритании и Нидерландов, в ходе которой задержаны 27 подозреваемых. Тем не менее, судя по озабоченности, выраженной генералом Александером, активность «Anonymous» ничуть не снизилась. Как с нескрываемым пессимизмом констатировали некоторые участники семинара в Институте Брукингса, «Анонимы» безлики, неискоренимы и, похоже, только набирают силу. Ждите их!»

"