Posted 1 марта 2005,, 21:00

Published 1 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Битва за Варшаву

Битва за Варшаву

1 марта 2005, 21:00
В понедельник во французском городе Аррас прошел саммит президентов Польши и Франции Александра Квасьневского и Жака Ширака. До этого последний дал интервью польскому изданию «Газета Выборча», в котором призвал поляков «забыть о разногласиях по поводу Ирака» и сконцентрироваться на вопросах сотрудничества. Если вспомни

«Польша всегда была другом Франции, а французы в трудные периоды всегда были на стороне поляков», – заявил Ширак польским журналистам. «Бывает так, что мы не сходимся по некоторым вопросам, но в этих случаях мы должны постоянно искать пути сотрудничества в атмосфере абсолютного доверия», – добавил он. Что-то похожее, кажется, в Европе уже звучало совсем недавно. Почти то же самое говорил президент США Джордж Буш в Брюсселе, а затем в Майнце, куда приехал «мириться» со старыми союзниками – Францией и Германией, отношения с которыми резко обострились после вторжения американцев в Ирак. Кстати, как раз из-за позиции Варшавы по Ираку 2 года назад (напомним, тогда польские войска вошли в наспех созданную американцами коалицию) Ширак осуждал Польшу. А теперь сам призывает забыть о разногласиях. И это при том, что, несмотря на вежливую риторику и крепкие рукопожатия, Франция и Германия на самом деле не хотят «мириться» со Штатами. Потому что для них это означало бы возврат к прежним отношениям, когда Вашингтон «играет» в альянс, реально принимая все решения сам. Ширак и Шредер по горло сыты такой практикой и вряд ли захотят в очередной раз наступать на одни и те же грабли. У Парижа и Берлина на ближайшее время другие планы: ЕС объективно превращается из экономического в очень влиятельного политического игрока на международной арене, но для того, чтобы стать одним из мировых полюсов, Европа должна выступать единым фронтом. Франция и Германия видят только один путь собственного усиления – через усиление Евросоюза. К этому они и будут идти. А вот с Польшей или без – это вопрос недавних встреч, в том числе и вчерашней.

Ситуация напоминает любовный треугольник. США хотят забыть о раздорах со «старой» Европой; «старая» Европа желает дружить с «новой» – против Штатов. А «новая» сейчас находится на перепутье. До сих пор страны Восточной Европы, и особенно Польша, ориентировались четко на Вашингтон. И дело даже не в том, что Варшава, скажем, закупает американские военные самолеты F-16, а не французский «Мираж», или поддерживает Белый дом в иракской кампании, против которой выступали Париж и Берлин. Восточную Европу, по большому счету, устраивает политика Америки. Но Западная – уже предлагает свой курс. На переговорах с Квасьневским Шредер поднял вопрос реформирования НАТО с целью усиления в блоке европейского влияния. И польский президент этот план не одобрил. Так что тропинку здесь еще предстоит протоптать.

Кстати, не последнюю роль во всех этих процессах играет Россия. Ее в качестве сильного потенциального союзника рассматривают Франция и Германия – сторонники объединения и усиления ЕС в противовес США. Вспомним, что на встрече в Брюсселе самые жесткие заявления в отношении нашей страны звучали из уст Джорджа Буша, Ширак же и Шредер ни словом не обмолвились. Более того, в том же интервью «Газете Выборча» президент Франции предостерег Польшу от обострения отношений именно с Россией, поскольку дружба с нашей страной, по его словам, имеет жизненно важное значение для Европы. «Я, как европеец, хочу предостеречь вас от любых действий, которые бы могли привести к недопониманию между Россией и Евросоюзом», – сказал Ширак. «Отношения между Европой и Россией должны быть прекрасными», – подчеркнул он. Стоит ли что-то добавлять? Приоритеты расставлены очень четко. Россия – еще один камень преткновения между «старой» и «новой» Европой. Последняя, как наглядно продемонстрировали последние события, не доверяет и не ориентируется на Россию. Наша страна, кстати, время от времени отвечает ей тем же: вспомним хотя бы резкую критику Владимира Путина в адрес Квасьневского после того, как тот заявил, что «Россия без Украины лучше, чем Россия с Украиной».




Испанская премьера

"