Posted 31 июля 2014,, 20:00

Published 31 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:07

Updated 8 марта, 04:07

Кто потушил фонари

Кто потушил фонари

31 июля 2014, 20:00
С момента начала Первой мировой войны миновало сто лет, но споры о том, кто в ней виноват, не стихают до сих пор. Особенно горячий характер они носят в Германии. Более того, за последнее время тональность обсуждения темы в стране изменилась. Все больше немцев не хочет в одиночку нести бремя разжигателей мирового пожара

Споры о степени вины Германии за развязывание военного конфликта инициирует новое поколение немецких историков, которых, кстати, поддерживают некоторые их коллеги из других стран. Молодых ученых не устраивает молчаливо принятая обществом Германии версия о том, что главным виновником мировой бойни был кайзер Вильгельм и «прусский милитаризм».

Новую волну немецких историков, которые не прочь провести ревизию Первой мировой войны, представила Кора Стефан. На страницах газеты Die Welt она обвинила своих коллег, придерживающихся версии о том, что войну развязала Германия, в «негативном национализме», а также в «желании вцепиться в вину и не выпускать ее». «Они боятся реакции освобожденной от вины Германии, – написала Стефан. – Прошло сто лет, и нам пора перестать следовать старой британской пропаганде».

Фрау Стефан и ее сторонники с энтузиазмом встретили ранее неизвестные материалы из частного британского архива, из которых следуют, что убийство сербским националистом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога в Сараево послужило только формальным поводом к началу мировой войны. Хотели же ее тогда, летом 1914 года, все великие державы.

Например, Великобритания. Как выясняется из опубликованных материалов, король Георг V потребовал от своего министра иностранных дел лорда Эдуарда Грея найти любой повод для объявления войны Германии.

О требовании британского монарха стало известно из написанного в тридцатых годах письма сэра Сесила Грейвза, племянника Эдуарда Грея – это письмо, собственно, и рассекретили. Грейвзу же о полуторачасовой встрече в Букингемском дворце рассказал сам Георг. Их разговор состоялся в 1933 году, через несколько месяцев после смерти Грея.

Это историческое открытие уже вызвало большой резонанс. Ведь в преддверии начала Первой мировой войны Георг, повелевавший конституционной монархией и не имевший права влиять на принятие государственных решений, не делал громких заявлений о политической ситуации в Европе. Некоторые историки даже считают, что он вообще не вмешивался в политику. Однако на встрече с лордом Греем король, как выясняется, заявил главному британскому дипломату, что для Соединенного Королевства жизненно необходимо вступить в войну, чтобы не дать Германии шанса стать полным гегемоном на континенте. В ответ на возражение главы форин-офиса, что кабинет еще не нашел приемлемого повода для вступления в конфликт, король воскликнул: «Вы должны найти предлог, Грей!»

Эта примечательная встреча проливает свет на настроения, которые царили в те дни в Лондоне. Она произошла в Букингемском дворце 2 августа 1914 года, то есть за два дня до вступления Великобритании в войну. За день до этого, 1 августа, Германия объявила войну России и вторглась в Люксембург. В день встречи Георга V с Эдуардом Греем Берлин в ультимативной форме потребовал от Брюсселя пропустить немецкие войска через бельгийскую территорию, а после получения отказа на следующий день, 3 августа, объявил войну Бельгии и заодно Франции. В то же роковое 3 августа, на следующий день после встречи с министром, Георг V получил письмо от французского президента Пуанкаре и почти одновременно телеграмму от бельгийского короля Альберта. Оба просили британского монарха объявить войну Германии. Король переправил лорду Грею эти просьбы с запиской, в которой писал, что это и есть предлог для начала боевых действий. Через час после получения указаний от Георга Эдуард Грей заявил в палате общин, что мир в Европе не может быть сохранен. В 11 часов утра 4 августа бой курантов на Биг-Бене возвестил о вступлении Великобритании в войну.

Заседание британского правительства затянулось до рассвета. Возвращаясь в форин-офис, лорд Грей увидел, как фонарщик на улице гасил один за другим газовые фонари, и произнес свои знаменитые слова: «Фонари гаснут по всей Европе. Нам уже до конца своих дней не суждено увидеть их зажженными вновь. Европа станет другой».

Увы, британский дипломат был прав. После Первой мировой войны мир изменился до неузнаваемости. В России победила революция. Страшная депрессия в Германии расчистила дорогу Гитлеру, в Италии к власти пришел Муссолини. А Франция и Британия вышли из Первой мировой сильно ослабленными и уже не смогли вернуть себе прежние мощь и авторитет. Старая великолепная Европа исчезла, чтобы больше никогда не вернуться...

"