Posted 30 июня 2014,, 20:00

Published 30 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

«До встречи в Нью-Йорке»

«До встречи в Нью-Йорке»

30 июня 2014, 20:00
Джихадисты, взявшие под контроль часть территории Сирии и Ирака, объявили о создании на захваченной земле отдельного государства – Исламского халифата. Таким образом они бросили вызов и Западу, и ближневосточным светским правителям, и «Аль-Каиде», чьи лидеры считают, что создавать всемирное исламское государство – это

Организация «Исламское государство Ирака и Шама» (ИГИШ), хотя и содержит в своем названии претензию на то, чтобы считаться чем-то большим, чем еще одной радикальной структурой религиозных фанатиков, ранее не высказывала претензии на руководство всей борьбой джихадистов против «неверных». Долгое время она считалась лишь подразделением «Аль-Каиды». Но по мере успехов в Ираке, часть которого ИГИШ захватила практически без сопротивления, амбиции исламистов росли. И вот пресс-секретарь ИГИШ Абу Мохаммед аль-Аднани сообщил о создании на востоке Сирии и на западе Ирака нового государства – Исламского халифата. Он призвал всех, кто живет на контролируемых джихадистами территориях, принести клятву верности халифу – лидеру ИГИШ Абу Бакру аль-Багдади, который стал отныне халифом Ибрагимом.

В заявлении Абу Мохаммеда аль-Аднани не только говорится о создании халифата, но и объявляется война как Западу, так и «Аль-Каиде». Провозглашение Абу Бакра аль-Багдади новым халифом имеет целью консолидировать сторонников ИГИШ в мировом масштабе.

Итак, кто же он, новый халиф, которого уже называют вторым бен Ладеном? Абу Бакру аль-Багдади 43 года. Он родился в иракском городе Самарра, окончил теологический факультет Багдадского университета и даже защитил диссертацию по исламу. Аль-Багдади находился с 2005 по 2009 год в контролируемой американцами тюрьме «Кэмп-Бука»: его посадили за религиозный экстремизм. В 2009 году тюрьма была передана под юрисдикции иракцев, а Абу Бакр аль-Багдади вместе с остальными заключенными – освобожден. Начальник тюрьмы полковник Кеннет Кинг заявил, что на прощание аль-Багдади ему уверенно бросил: «До встречи в Нью-Йорке, ребята». Он возглавлял несколько небольших вооруженных групп, затем был выдвинут в шуру Исламского государства Ирака, а после смерти ее главаря в 2010 году занял его место. После перехода сирийской границы аль-Багдади переименовал ИГИ в ИГИШ (Шамом или Левантом называют Сирию и Ливан).

Исламские экстремисты давно мечтали о воссоздании Исламского халифата, который сотни лет правил на Ближнем Востоке. Для «настоящих» идеологических джихадистов халифат является главной, конечной целью джихада. Не удивителен тот авторитет, которым сейчас пользуется ИГИШ у исламистов самых разных мастей и оттенков. Естественно, что пусть даже формально осуществив главную цель и добившись несомненных тактических успехов в Сирии и особенно в Ираке, руководство ИГИШ требует повиновения от союзников и признания своего лидерства в мире международного терроризма. Это означает окончательный закат «Аль-Каиды». Немало других исламистских группировок, включая союзника созданной бен Ладеном всемирной террористической сети и недавнего главного противника ИГИШ в Сирии движение «Джабхат-ан-Нусра», уже признали верховенство аль-Багдади и присягнули ему на верность.

Но в этом тщеславии и претензиях на лидерство во всем мусульманском мире, а не только на Ближнем Востоке, для ИГИШ кроется и большая угроза. Аль-Багдади продолжает энергично воевать с другими исламистскими группировками в Сирии, а сейчас еще сам же способствует открытию второго фронта с «Аль-Каидой» и ее союзниками. Едва ли длительная война на три фронта, учитывая бои с иракской армией, окажется ИГИШ по силам. Даже если эта организация выстоит, очевидно, что распри среди террористов отвлекают ее силы и ослабляют ее.

И все же объявление о создании халифата многие специалисты по Ближнему Востоку считают самым крупным событием в мусульманском мире и регионе после терактов 11 сентября 2001 года. ИГИШ добилась крупных успехов как в Сирии, так и в Ираке, присутствует на юге Турции, в Ливане и имеет много сторонников в Иордании, Газе, на Синае, в Индонезии, Саудовской Аравии и других мусульманских странах.

"