Posted 31 мая 2011,, 20:00

Published 31 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

Жертвы революции

Жертвы революции

31 мая 2011, 20:00
Несколько дней назад отдых в Шарм-эль-Шейхе был сомнительно «прорекламирован». Автодорога, соединяющая этот любимый россиянами египетский курорт и Каир, была перекрыта вооруженными бойцами одного из бедуинских племен, недовольных политикой новых властей Египта. Дорогу довольно быстро удалось разблокировать.

Однако инцидент напомнил о том, что наши сограждане, обожающие отдыхать на теплых курортах Северной Африки тоже в какой-то мере оказались жертвами арабских революций в этом регионе. Несмотря на все усилия новых властей Туниса и Египта, количество туристов из России в эти страны серьезно уменьшилось. Вопреки расхожему стереотипу россияне пока предпочитают безопасный отдых дешевому, пусть даже угроза неприятностей не настолько велика, как порой изображают.

Последние несколько лет количество туристов из России в Северную Африку стабильно росло. Еще в январе министерство туризма Египта сообщало о том, что в 2010 году количество российских туристов по сравнению с прошлым годом увеличилось почти на 40%. По Тунису этот показатель был даже выше – 50%. Но стоило только в январе и феврале произойти революциям в этих странах (тунисский президент Бен Али и египетский лидер Хосни Мубарак лишились власти), как эти показатели стали стремительно падать. Если в январе–марте 2010 года Египет посетили 3,5 миллиона туристов, то за этот же период 2011 года всего лишь 1,9 миллиона человек. Как сообщили «НИ» в пресс-службе министерства туризма Египта, в апреле (если сравнивать с апрелем прошлого года) страну посетили почти на 50% меньше туристов из России. Несмотря на то что в министерстве надеются на лучшее, авторитетное в стране статистическое агентство CAPMAS прогнозирует, что по итогам 2011 года туриндустрия страны не досчитается 4 млрд. долларов. По Тунису прогнозы еще пессимистичнее: ведь из-за войны в соседней Ливии местный туристический бизнес пострадал сильнее.

КПП под пирамидами

Ольга Черницына – менеджер отеля в Шарм-эль-Шейхе. В этом году она чуть было не осталась без работы. 28 января МИД России ввел ограничение на посещение Египта. Сюда перестали летать чартеры, и владельцы некоторых заведений, рассчитанных на туристов, стали всерьез задумываться о сокращении персонала. Но к счастью для Ольги, все обошлось. С апреля Шарм-эль-Шейх и Хургаду открыли для россиян. Тем не менее в нынешние майские праздники отели Шарм-эль-Шейха оказались заполненными лишь наполовину, а где-то и на треть. Это произошло несмотря на то, что и без того замечательное отношение к туристам изменилось в лучшую сторону. «И раньше туристам многое позволялось. Если человек выпьет слишком много, будет шуметь – скажем, в Турции вызовут полицию, здесь постараются уладить вопрос сами. А теперь с туристов вообще готовы пылинки сдувать: делай, что хочешь, главное – чтоб ты сюда приехал», – рассказала Ольга Черницына «НИ».

Вот как картину исчезновения российских туристов из Египта обрисовала пресс-секретарь Российского союза туристической индустрии Ирина Тюрина. «Первые возобновившиеся рейсы в Египет были забиты до отказа. Знаете, есть такие туристы, кто готов ждать – лишь бы попасть в любимое место отдыха. Они и оказались в этих рейсах. Но потом люди стали переключаться на другие направления, прежде всего на Турцию», – сказала она «НИ».

Причину падения интереса к Египту все называют одинаковую: нестабильность в стране. В Каире не утихают демонстрации протеста, в ряде крупных городов происходят столкновения христиан и мусульман. Политикой переходного правительства недовольны и бедуинские племена, населяющие Синайский полуостров. Они требуют амнистии для своих соплеменников.

Конечно, за развитие туризма выступают все политические силы страны – даже радикальные исламисты из движения «Братья мусульмане». Случаев террористических нападений на туристов не было зафиксировано в стране с 2006 года, когда террористы взорвали бомбу на курорте в Дахабе. Однако кто знает, как будет развиваться еще не окончившаяся египетская смута? Ожидается, что пик политической нестабильности в стране придется на этот август – канун парламентских выборов.

Сейчас Шарм-эль-Шейх напоминает государство в государстве. Покой расположившихся здесь отдыхающих охраняет не только полиция, но и армия: на въезде в город – контрольно-пропускные пункты, усиленные бронетехникой. В защите туристов у армии есть свой личный интерес. Многие отели в Шарм-эль-Шейхе, равно как и в Хургаде, а также на других египетских курортах, являются собственностью высших армейских чинов, в том числе маршала Хусейна Тантави, фактически руководящего Египтом. К личному интересу военных добавляется интерес общественный. Туризм – один из немногих источников дохода для нестабильной египетской экономики.

Поэтому власти страны прилагают максимум усилий к тому, чтобы завлечь в страну гостей из-за рубежа. Недавно Египет посетила делегация Ростуризма, в которую входили представители туристических компаний и организаций. «Мы боялись, что со сменой власти в Египте будут отменены изменения в сфере туриндустрии, которые затеяли прежние власти. Оказалось, ничего подобного. Напротив, власти решили ускорить реформы», – рассказал «НИ» участник той поездки, сопредседатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев. В числе изменений, о которых рассказали египтяне – ужесточение мер по лицензированию туристических компаний, а также создание специального Ситуационного центра. Центр должен реагировать на «внештатные» ситуации, которые могут случиться с туристами. В частности, с помощью системы GPS будет установлен контроль за всеми туристическими автобусами. В случае малейшего отклонения автобуса от намеченного маршрута его владелец, полиция и власти будут незамедлительно ставиться в известность. Для того чтобы помочь египетскому туризму встать на ноги, министерство туризма не поскупилось на масштабную акцию. Один миллион почтовых открыток с изображениями исторических памятников и живописных мест Египта будут распространены по иностранным посольствам, консульствам, сувенирным магазинам и культурным центрам других стран. В ходе акции «Миллион открыток» наибольшее внимание уделяется странам, откуда раньше приезжало особенно много туристов, в том числе России.

Цена «жасминовой революции»

Раньше туристические сезоны в Тунисе и Египте, если можно так выразиться, дополняли друг друга. В Египте туризм был более массовым, в Тунисе – более элитным. В Египте отдых прерывался на жаркие летние месяцы, когда в стране наступает время песчаных бурь. В Тунисе, напротив, летом как раз возобновлялся туристический сезон. Теперь, после «жасминовой революции», он вряд ли будет успешным. Дело в том, что немалая часть из примерно 7 миллионов интуристов, приезжающих ежегодно в страну (около 1,5 млн. человек) – ливийцы, которым сейчас, как нетрудно догадаться, не до отдыха за границей. Большинство ливийцев предпочитают отдыхать на курортном острове Джерба. Там сейчас, несмотря на разгар курортного сезона, по информации министерства туризма Туниса, только 12 тыс. туристов, в основном из Франции, и почти половина гостиниц закрыта. Для Джербы такая ситуация, конечно, является катастрофой, потому что четверо из пяти трудоспособных жителей острова так или иначе обслуживают туристов. Вместо туристов сюда прибывают беженцы, которых власти стараются немедленно отправить прочь. Тем не менее, когда 20 апреля в Тунис были возобновлены рейсы из России, российский МИД рекомендовал не посещать этот остров. Хотя среди россиян популярны другие курорты, Сусс и Хаммамет, наличие на территории Туниса точки, связанной на высоком уровне с ливийской войной, смущает многих. «Мы не комментируем решение российского МИД. Однако следует заметить, что Джерба находится в сотнях километров от ливийской границы и там вполне безопасно», – сказал НИ представитель министерства туризма Туниса в России Абдельразак Азузи. По его словам, хотя туриндустрия Туниса тяжело пострадала от беспорядков, появились первые признаки того, что она скоро восстановится. В последний день апреля в гавани Ла-Гулетта, крупнейшего порта Туниса, бросили якоря два круизных лайнера с 4 тысячами иностранных туристов на борту – первый такого рода рейс после свержения режима Бен Али. Среди гостей были и россияне. Кстати, как утверждал в беседе с «НИ» глава департамента безопасности Агентства морского флота и портов Туниса Набил Феких, уровень безопасности в тунисских портах классифицируется как «очень хороший». Еще один признак того, что имеются основания надеяться на возвращение интуристов в Тунис – рост начиная со второй половины апреля количества международных авиарейсов в аэропорты страны. Правда, на России он пока не сказывается: дай бог заполнить существующие авиарейсы. Как сообщила «НИ» Ирина Тюрина, до конца мая в Тунис продавали туры по цене перелета. Однако и это не позволило увеличить количество туристов.

Между тем в борьбе за российского туриста Тунису надо спешить. На пятки наступает конкурент – Греция, у которого также большие проблемы. Многие греки надеются, что именно туризм, дающий 18% ВВП страны и одно из пяти рабочих мест, поможет им выйти из тяжелейшего экономического кризиса. Как пообещал министр иностранных дел Греции Димитрис Друцас, в этот летний сезон греческое правительство планирует упростить процедуру получения виз для пяти стран, не входящих в ЕС – Турции, Китая, Индии, России и Украины. Кроме того, снижена плата за приземление в греческих аэропортах иностранных самолетов и за заход в порты кораблей. Греческие власти намерены снизить цены на дорогие билеты на паромы, которые доставляют туристов к греческим островам. Таким образом, от экономических неурядиц в Греции, в отличие от проблем в арабских странах, российские туристы могут только выиграть.

"