Posted 28 февраля 2005,, 21:00

Published 28 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Пробные выборы

28 февраля 2005, 21:00
Вчера ЦИК Киргизии подвела итоги воскресных выборов в парламент, и оказалось, что он заполнен только наполовину. Поэтому в республике 13 марта состоится второй тур голосования. Выборы в стране еще не закончились, а киргизская оппозиция уже поспешила заявить о том, что они несправедливы.

Несмотря на то, что многие политологи (как западные, так и российские) прочили Киргизии «тюльпановую» революцию, первый тур выборов в парламент здесь прошел более-менее спокойно. Если не считать, что Иссык-Куль (а это солидный по численности населения регион) фактически голосование проигнорировал, обидевшись за «своего» кандидата, которого ЦИК сняла с выборной дистанции. Правда, международные наблюдатели, которых на нынешних выборах в Киргизии было не так уж и много – 500 человек, утверждают, что все только предстоит осенью, когда республика будет избирать президента. А то, что происходит сейчас, всего лишь репетиция перед главным мероприятием. Представитель одной из наиболее влиятельных международных организаций по мониторингу за выборами – ENEMO – Нурул Рахимбек так и сказал «НИ»: «Большинство моих коллег копят силы на президентские выборы». Кстати, борьба за президентскую должность в республике уже началась. Аскар Акаев, чтобы снять напряженность в обществе, заявил, что не будет баллотироваться в третий раз. Но оппозиция ему не верит, полагая, что если Акаев сам не станет выдвигаться, то уж непременно двинет вперед детей. Основания для таких предположений есть. Дело в том, что в первом туре парламентских выборов лидировали сын и дочь действующего президента. Айдар Акаев, возглавляющий Национальный олимпийский комитет, на родине отца в Кеминском округе (близ Алатау) получил поддержку 80% избирателей и стал депутатом. Его сестра – Бермет Акаева, руководитель Фонда Ага Хана в Центральной Азии – баллотировалась от одного из районов Бишкека, и, наверное, потому ее рейтинг оказался скромнее – 45,5% голосов при явке в 52%. Но она, тем не менее, прошла во второй тур и этим дала повод для политических пересудов оппозиции. Между тем население Киргизии, как и любой другой азиатской страны, не особенно гадает, кому из политиков отдать предпочтение – люди, как принято, голосуют за «своих».

В Киргизии 5 родовых кланов – три северных, к одному их которых принадлежит семья Акаевых, и два южных. В Бишкеке корреспонденту «НИ» так и говорили: «Эти выборы демонстрируют только одно – «южные» борются с «северными». Любопытно, но самая высокая активность избирателей наблюдалась в северных районах. Традиционные родовые связи играют большую роль в сознании и жизни киргизов. Но, по мнению киргизского политолога Эйдила Байсалова, этот вывод не тянет на открытие: «Родовые отношения сохранены во всем мире, например в Италии.

Лидеры местной оппозиции утверждают, что, получив власть, используют ее на проведение в стране демократических реформ. В бишкекских оппозиционных кулуарах часто вспоминают о том, что именно Кыргызстан был родиной первой «бархатной революции» на постсоветском пространстве. В 1990 году акции протеста населения вынудили уйти коммунистическое руководство, и к власти тогда пришел Аскар Акаев. На вопрос корреспондента «НИ», может ли ситуация повториться, лидер оппозиционной партии «Ата-Журт» («Отечество») г-жа Отунбаева сказала: «Оппозиция не стремится к революции, но Акаев больше не может оставаться у власти. Непонимание им этого может привести к конфликту».




Без революций

"