Posted 31 января 2011,, 21:00

Published 31 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:45

Updated 8 марта, 06:45

Марши миллионов

31 января 2011, 21:00
Вчера в центре Каира продолжали собираться массы людей с требованием отставки президента Мубарака. Патрулирующие город военные старались избегать столкновений с демонстрантами. Судя по заявлениям оппозиции, уже сегодня-завтра ожидаются некие «судьбоносные события».

В Египте в понедельник полностью прекратилось железнодорожное сообщение, что стало подтверждением серьезности подготовки оппозиционных партий и профсоюзов к общенациональной забастовке – «Маршу миллионов».

События в Египте могут совпасть по времени с «днями гнева», которыми грозят властям оппозиционные силы в Иордании (там речь также идет о миллионных акциях протеста), Судане и даже Сирии. Требования везде, по сути, одинаковые – людям нужны «хлеб и свобода». Что касается Иордании, то власти этого королевства уже выделили «на улучшение жизненных условий» населения 169 млн. долларов. Но король Абдалла II наверняка понимает, что для страны, где четверть населения живет ниже уровня бедности, этого явно недостаточно. В королевском дворце организован оперативный штаб по предотвращению беспорядков. Власти стремятся не повторить ошибок Туниса. Никаких репрессивных мер к демонстрантам до сих пор не предпринималось. Полиция даже раздавала демонстрантам прохладительные напитки.

В Сирии с помощью социальной сети Facebook сформировалась группа протеста, набравшая уже свыше 5 тыс. сторонников инициативы проведения своего «дня гнева». Группа не скрывает, что намерена требовать отставки президента Башара Асада. В свою очередь Асад выступил с заявлением, что страны, которые были охвачены народными протестами, были слишком тесно связаны с США и в этом причина их бед.

При этом все ближневосточные лидеры понимают, что, если падет нынешний египетский режим, это станет катастрофой как для страны, традиционно претендующей на лидерство в арабском мире, так и для всего региона. Сложившуюся ситуацию «НИ» прокомментировал директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин. По его мнению, Тунис не случайно оказался «самым слабым звеном» в регионе. «В этой наиболее европеизированной стране население понимает, какова цена той демократии, которую навязывал президент бен Али. В Тунисе, как теперь в Египте, народ начал бунтовать против автократического режима, требуя в первую очередь политической реформы. Например, в Ливане тоже очень неспокойно, но происходит другой процесс. Фактически «Хезболла» через своего ставленника приходит к власти парламентским путем», – считает Шумилин.

В свою очередь профессор Ливанского государственного университета Муфид Котейш призвал «НИ» не драматизировать ситуацию в его стране. Наджиб Микати был избран премьером законно, и вообще сторонники экс-главы правительства Харири дезинформировали мировые СМИ, представляя его выдвиженцем шиитской «Хезболлы». Начнем с того, что, будучи суннитом, Микати всегда выступал за достижение межконфессиональных компромиссов. Профессор Котейш признал, что в Ливане тоже идут выступления молодежи против дороговизны, но, конечно, до Туниса и Египта ливанцам далеко. «Ведь в Тунисе люди дошли до того, что покупали на рынках по пять-шесть оливок, а египтяне не могли позволить себе не то что мяса – даже хлеба. Словом, полная нищета. И никакой зарубежной режиссуры не требовалось, чтобы граждане этих стран стали выступать за изменение такого положения вещей», – заключил наш собеседник.

"