Posted 31 января 2007,, 21:00

Published 31 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:51

Updated 8 марта, 08:51

Утром – деньги, вечером – соглашение

Утром – деньги, вечером – соглашение

31 января 2007, 21:00
КНДР сделала вчера мировому сообществу «последнее северокорейское предупреждение»: если США не отменят финансовые санкции, введенные против Пхеньяна осенью 2005 года, тот проведет второе ядерное испытание. Ким Чен Ир дал американцам на размышления одну неделю.

Если Вашингтон согласится разблокировать северокорейские счета в «Банко дельта Азия» (Макао), Пхеньян торжественно объявит о поэтапном свертывании своей ядерной программы. Нет – тогда 8 февраля, в ходе очередного раунда шестисторонних переговоров в Пекине, северокорейский представитель вынужден будет сделать «неприятное заявление», сообщил агентству Рейтер источник, близкий к правительству КНДР. Впервые в истории дипломатии доллары приравнены к атомной бомбе.

Американцы утверждают, что 24 миллиона заблокированных «северокорейских» баксов в «Банко дельта Азия» дурно пахнут: через эти счета Пхеньян «отмывал» доходы от наркоторговли и просто фальшивые доллары. Санкции – урок для Ирана! – возымели действие: северокорейские счета повсеместно попали в черные списки, и страна оказалась в финансовой блокаде. Кроме того, именно в банках Макао и Гонконга хранит свои сбережения северокорейский синклит, в том числе старший сын Ким Чен Ира – Ким Чен Нам. В этой ситуации официальному Пхеньяну в буквальном смысле нечего терять.

На днях США предприняли обходной маневр: давайте пока обсудим вопрос о частичном «размораживании» – мол, действительно, не по всем сомнительным счетам есть 100-процентное подозрение. Именно с такой переговорной базой прибыл во вторник в Пекин на встречу с северокорейскими чиновниками заместитель помощника министра финансов США Дэниэл Глейзер. Сейчас ясно, что, поставив, по сути, под сомнение собственные аргументы, американцы совершили ошибку. КНДР, зацепившись за американские колебания, тут же ужесточила позицию. Больше того – речь теперь идет о настоящем ядерном шантаже.

США оказались в крайне затруднительном положении. За последние два месяца им действительно удалось наладить дипломатический диалог с Пхеньяном, что уже немало. Проведя в середине января двустороннюю встречу в Берлине, глава американской делегации на переговорах Кристофер Хилл и его северокорейский визави Ким Ге Гван разъехались по домам, довольные друг другом. Воодушевлены были и остальные участники переговорного процесса, включая Россию. «В отношениях между США и КНДР есть перспективы снятия озабоченностей», – заявил по итогам берлинской встречи замглавы российского МИДа Александр Лосюков. По его словам, Пхеньян испытывает «известный оптимизм». По слухам, Москва настойчиво рекомендовала американским партнерам проявить гибкость и не стопорить стратегически важные переговоры из-за каких-то там счетов в Макао. Однако США опасаются тенденции односторонних уступок и в итоге – иллюзии дипломатического решения. Ведь именно такая участь постигла в свое время администрацию Клинтона в диалоге с Пхеньяном. Повторения ошибок предшественника Джордж Буш, без того обвешанный с головы до ног внешнеполитическим неудачами, не может себе позволить.

Что теперь? Вчера г-н Хилл в беседе с журналистами был уже куда менее оптимистичен в прогнозах. «Наша команда сделала все, что было в ее силах. Мы заложили основу для движения вперед», – только и сказал он. Между тем в Вашингтоне все громче звучат голоса скептиков: а следует ли вообще торопиться с заключением соглашения с режимом, который все равно обманет? Советник Белого дома по вопросам азиатской политики Майкл Грин считает, что Северная Корея в любом случае согласится лишь на половинчатое решение проблемы, которое позволит ей сохранить доступ к ядерным зарядам. «Дьявол кроется в деталях», – глубокомысленно заметил по этому поводу г-н Грин.

"