Posted 31 января 2006,, 21:00

Published 31 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Бранко Докич, министр транспорта и коммуникаций Боснии и Герцеговины

Бранко Докич, министр транспорта и коммуникаций Боснии и Герцеговины

31 января 2006, 21:00
В нынешнем году в Боснии и Герцеговине (БиГ) стартовал трудный процесс конституционных реформ, сопровождающийся бурными дискуссиями о будущей государственности. О происходящем в этой стране и роли России на Балканах «Новым Известиям» рассказал министр транспорта и коммуникаций БиГ Бранко ДОКИЧ.

– Господин министр, недавно после долгого перерыва вы побывали в Москве. Какое впечатление произвела на вас российская столица и наша страна?

– Москва для меня – это Россия в миниатюре. В этом городе все огромно: улицы, площади, парки, театры и музеи. Москва – настоящий символ России, я почувствовал это еще в 1976 году, во время своего первого визита в вашу столицу. Должен признаться, что за эти годы Москва сильно изменилась. Нет больше очередей, валютных магазинов, импортные товары уже давно не дефицит. Одним словом, сегодняшняя Москва – современный мегаполис мирового уровня. Но для меня важно и то, что она не похожа ни на какой другой город, Москва – особенная.

– Как вы оцениваете роль России в урегулировании боснийского кризиса 1992–1995 годов? Многие считают, что Россия тогда предала боснийских сербов.

– Я не согласен с такой оценкой. Боснийские сербы слишком многого ожидали от вашей страны, и во многом их ожидания не соответствовали тогдашним геополитическим реалиям. Когда говорят о предательстве, то подразумевают наличие неких общих планов или договоренностей, которые одна из сторон позже отказалась выполнять. Так вот, я никогда не слышал о подобных соглашениях между Россией и боснийскими сербами. Отсюда вывод – никакого предательства со стороны России не было. Напротив, возьму на себя смелость утверждать, что ваша страна, с учетом всех факторов того времени, внесла большой вклад в установление мира в БиГ, что полностью отвечало интересам боснийских сербов. К тому же в те годы Россия была занята внутренними проблемами, экономическими и политическими. Она должна была в первую очередь помочь самой себе.

– Сейчас в БиГ начался процесс конституционных реформ, стимулируемый международным сообществом. Насколько успешно проходят эти изменения?

– Кое о чем боснийским сербам, которых я представляю, уже удалось договориться с мусульманским большинством и хорватами: о защите прав человека, увеличении числа депутатов в двухпалатном парламенте БиГ, полномочиях президента и Совета министров. Правда, сейчас переговоры зашли в тупик. Бошняки-мусульмане хотят, чтобы президент БиГ избирался прямым голосованием и оставался на своей должности весь срок, а сербы и хорваты требуют сохранения действующего принципа ротации, при котором главой страны попеременно становились бы представители всех трех этнических общин. Объясню, почему это важно: бошняки-мусульмане составляют большинство населения БиГ, и если мы согласимся с их требованиями, президентом страны всегда будет представитель этого этноса, с чем сербы и хорваты никак не могут согласиться.

– В последнее время представители бошняков-мусульман все чаще говорят о возможной ликвидации Республики Сербской (РС), входящей в состав БиГ. Насколько это реально?

– Это абсолютно нереально. Во-первых, Республика Сербская – субъект международного права, о чем свидетельствуют документы, подписанные в Дейтоне и Париже. Во-вторых, подавляющее большинство боснийских сербов видят в существовании РС гарантию того, что их жизни на территории БиГ ничего не угрожает. То, что политики-бошняки требуют ликвидации РС, очень сильно вредит всей Боснии и Герцеговине, разрушая и без того хрупкое доверие между сербами и бошняками. Вместо того чтобы решать действительно актуальные проблемы, мы скатываемся к обсуждению вопросов, по которым не договорились еще в 1991 году, из-за которых и началась та кровавая война.

– Сегодня в БиГ полным ходом идет процесс приватизации. Участвуют ли в нем российский капитал?

– Должен признать, что в последнее время у меня сложилось четкое впечатление – сегодня, после отступления начала 1990-х, Россия возвращается на Балканы. В феврале в главном городе РС Баня-Луке состоится форум промышленников РФ и РС, на котором, я уверен, будут установлены новые связи и заключены новые контракты. Единственное, что мешает полноценному экономическому сотрудничеству наших стран, – это отсутствие договора между Россией и БиГ о свободной торговле. В сентябре прошлого года премьер РФ Михаил Фрадков и председатель Совмина БиГ Аднан Терзич договорились о том, что такое соглашение необходимо заключить как можно скорее.




Боснийские каникулы

"