Posted 31 января 2018,, 08:02

Published 31 января 2018,, 08:02

Modified 7 марта, 17:13

Updated 7 марта, 17:13

Учёные из Екатеринбурга создали самую миниатюрную паровую турбину

Учёные из Екатеринбурга создали самую миниатюрную паровую турбину

31 января 2018, 08:02
Инженеры Уральского федерального университета создали самую маленькую в мире паровую турбину. Диаметр турбины - всего 50 сантиметров. Но эта малышка обладает большой мощностью - в 30 киловатт. Изобретение уральских энергетиков будет востребовано как на ТЭС, так и на АЭС.

Надежда Попова

Из школьных учебников мы знаем, что паровая турбина - это такой двигатель, в котором пар или нагретый до высокой температуры газ вращает вал двигателя без помощи поршня, шатуна и коленчатого вала. Паровые турбины применяются на тепловых и атомных электростанциях, соединённых с генератором электрического тока.

Первые турбины появились в глубокой древности. В 130 г. до н.э. Герон Александрийский изобрел устройство под названием "эолипил". Это была примитивная паровая турбина. Оно представляло собой полую сферу, заполнявшуюся паром. В 1629 году итальянский изобретатель Джованни Бранки создал свою паровую турбину. Турбина была разработана для приведения в действие безлошадной повозки. Но первые турбины, подобные машине Бранки, обладали ограниченной мощностью, поскольку паровые котлы не были способны создавать высокое давление. В 1815 году британский инженер Ричард Трейвисик установил два сопла на ободе колеса паровоза и пропустил через них пар. На сходном принципе было основано устройство лесопильной машины, построенной в 1837 году американцем Уильямом Эйвери.

Независимо друг от друга в 1884 - 1889 годах шведский инженер Карл Густав Лаваль и Чарлз Парсонс из Ирландии создали промышленные паровые турбины.

Свои паровые турбины изобретали и русские инженеры. На Алтае на Сузунском заводе в начале 19 века работал замечательный огневых дел мастер Поликарп Залесов. С 1806 по 1813 год Поликарп Залесов создал несколько моделей паровой турбины. Строителем турбин был и другой русский изобретатель из Петербурга Павел Кузьминский. В 1892 году Кузьминский сконструировал и построил первую в мире газовую реверсивную турбину радиального типа с 10 ступенями давления. Турбина работала на парогазовой смеси. Павел Кузьминский построил и опробовал еще и судовую паровую турбину. Она имела очень малый удельный вес - всего лишь 15 кг на лошадиную силу мощности.

А вот современное изобретение инженеров Уральского федерального университета работает от больших турбин, на избытках их пара. Это снижает потери энергии. Турбина работает в бесшумном режиме! И в отличие от зарубежных аналогов, не нуждается в смазках маслом. Это даёт дополнительную экономию, а также снижает риск возгорания от перегрева. Эту небольшую установку можно применять во всех энергосистемах, где есть источник пара - не только на предприятиях, но даже в жилых домах. Это особенно актуально для северных территорий необъятной России.

-Эту машину можно устанавливать в блоке с питательным насосом агрегата в котельной, - рассказывает Иван Усачев, научный сотрудник университета .- И таким образом можно защитить котельную от размораживания. В среднем турбина помогает экономить электроэнергию - до 300 киловатт в час.

- Новая турбина найдёт своё применение и на атомных электростанциях, - говорит инженер-атомщик Николай Гладков. - Очень актуальная разработка. Она в силах помочь атомной станции снизить расход электроэнергии.

"