Posted 29 апреля 2022,, 12:46

Published 29 апреля 2022,, 12:46

Modified 7 марта, 12:39

Updated 7 марта, 12:39

Эксперты предрекают скорое начало глубоководной «золотой лихорадки»

Эксперты предрекают скорое начало глубоководной «золотой лихорадки»

29 апреля 2022, 12:46
Фото: Environmental Justice Atlas
Индустрия по добыче редких металлов со дна океана может стать более прибыльной, чем нефтедобыча.

В июле 2023 года могут быть приняты международные законы, связанные с глубоководной добычей в промышленных масштабах редких металлов, сообщает The Guardian. Прежде всего этот закон коснется зоны Кларион-Клиппертон – геологического подводного разлома в Тихом океане, между Гавайями и Мексикой. Здесь, на глубине 4000 метров, обнаружены триллионы марганцевых конкреций – образований, включающих в себя редкоземельные элементы.

Редкоземельные элементы – сравнительно редко встречающиеся в земной коре церий, тулий, лютеций и еще 13 металлов – используются в радиоэлектронике, приборостроении, атомной технике. Необходимы они в том числе для аккумуляторов электромобилей. Спрос на это сырье превышает предложение, земных месторождений недостаточно, поэтому бизнес на дне океана очень перспективен. По некоторым оценкам, залежи на тихоокеанском дне могут содержать до 80-100 млрд тонн редкоземельных материалов.

Сейчас в зоне Кларион-Клиппертон разрешена только геологоразведка,

полномасштабная добыча еще не началась. Однако ситуация может вскоре измениться: крохотное тихоокеанское островное государство Науру ввело «правило двух лет», которое обязало Международный орган по морскому дну (ISA) за два года разработать и внедрить правила, регулирующие деятельность отрасли глубоководной добычи полезных ископаемых. Крайний срок истекает 9 июля 2023 года.

Эксперты считают, что добыча металлов на морском дне может в конечном итоге обогнать нефтедобычу. Крупнейшие банки мира стремятся инвестировать в проекты по глубоководной добыче полезных ископаемых, поскольку стоимость металлов, необходимых для аккумуляторов электромобилей, по прогнозам, продолжит расти, и чтобы построить то количество электромобилей, которое понадобится, необходимо гораздо больше сырья.

Однако для бизнеса важно, чтобы проекты по добыче полезных ископаемых были экологичными, а в отношении глубоководной добычи это пока не очевидно. Дело в том, что зона Кларион-Клиппертон – место обитания ксенофиофоров – одноклеточных организмов, которые живут в самых глубоких океанских впадинах в условиях огромного давления, пониженного содержания кислорода и отсутствия солнечного света. Ксенофиофоры – необходима составляющая океанских экосистем: они перерабатывают ил, тем самым обеспечивая среду обитания для ракообразных, моллюсков и других обитателей морского дна. В зоне Кларион-Клиппертон уже обнаружено 34 вида ксенофиофоров, прежде неизвестных науке. Ксенофиофоры очень чувствительны к изменениям среды, возникающим из-за человеческой деятельности, поэтому глубоководная добыча полезных ископаемых может быть опасна и для них, и для всей экосистемы, важной частью которой они являются.

Экоактивисты считают, что новая отрасль может нанести океанской экосистеме, о которой нам еще мало что известно, необратимый вред. Greenpeace критикует банкиров за то, что они рассматривают возможность инвестирования в опасные проекты, чтобы получить быструю прибыль. Всемирный фонд дикой природы (WWF) начал компанию «Нет глубоководной добыче полезных ископаемых на морском дне»: по мнению активистов организации, развивать такую отрасль во времена, когда человечество должно сокращать свое воздействие на окружающую среду, опасно и безответственно. С активистами солидарны и некоторые из крупнейших компаний, занимающихся технологиями и электромобилями. Microsoft, Google, Volvo, BMW и Samsung обратились к компаниям, занимающимся глубоководной добычей полезных ископаемых, с призывом придерживаться экологических требований, а также обязались не использовать это сырье в своих продуктах.

"