Рус
Eng

Не имеющий аналогов, но бесполезный... Зачем ВПК строит перехватчик МиГ-41?

Не имеющий аналогов, но бесполезный... Зачем ВПК строит перехватчик МиГ-41?
Не имеющий аналогов, но бесполезный... Зачем ВПК строит перехватчик МиГ-41?
29 января 2021, 13:09Технологии
Тяжелый истребитель-перехватчик шестого поколения, разработка которого уже идет, вряд ли усилит боевую мощь российской авиации

Виктор Кузовков

Давно известно, что в России полным ходом идет разработка самолетов следующего, уже шестого, поколения. Правда, раньше об этом можно было судить только по отрывочной информации да по очень обтекаемым заявлениям военных и представителей ВПК. Но вот свершилось – на сайте Ростеха появилась официальная информация об опытно-конструкторских работах по теме истребителя дальнего перехвата под обозначением МиГ-41. Как сообщают разработчики, это будет совершенно новая машина, а не глубокая модификация перехватчика МиГ-31. И при её создании будут использованы самые передовые технологические решения.

На первый взгляд, новость радостная. Еще бы – на смену не имеющему аналогов в мире МиГ-31 придет новая, более совершенная машина шестого поколения. Мы сможем еще сильнее гордиться достижениями отечественной оборонки, а проклятые супостаты будут тихонько плакать в уголке от осознания своего бессилия. И все бы ничего, если бы не один нюанс – концептуально уже МиГ-31 был не очень нужным самолетом. Его наследник, концепция которого в принципе никак не изменилась, рискует стать таким же – передовым, современным, но совершенно ненужным России самолетом. Который, несмотря на свою ненужность, потребует огромных вложений как на этапе проектирования, так и на этапе закупок…

Понятно, что мысль автора совсем неочевидна даже для тех, кто имеет прямое отношение к армии. Действительно, МиГ-31 является пусть и специфичным, но весьма передовым для своего времени истребителем. Рекордная скорость, высота полета, мощный радарный комплекс, ракеты большой и сверхбольшой дальности – все это делает его весьма грозным стражем наших северных границ. И все-таки рискну утверждать – эта машина российским ВКС не очень нужна, а её наследник, если в программу не ввести серьезные концептуальные изменения, станет и вовсе пустой тратой огромных денег. Даже если все характеристики, которых собираются достигнуть конструкторы, станут реальностью. Как это возможно? Что ж, давайте вместе подумаем…

МиГ-31 действительно, без всякого преувеличения, не имеет аналогов в мире. Но вряд ли это следствие технологической отсталости американцев или, например, французов. Нет, наши закадычные «партнеры», взвесив все «за» и «против», пришли к выводу, что подобный самолет им просто не нужен.

Перед США, как и перед СССР, стояла очень серьезная задача – прикрытие северного направления, через которое возможна атака стратегических бомбардировщиков противника, в том числе, оснащенных крылатыми ракетами. Но для её решения они пошли другим путем – создание трех поясов РЛС на северном направлении (в основном, в Канаде и на Аляске), а позднее к этому добавились самолеты АВАКС в связке с истребителями. Возможно, это достаточно дорогой вариант прикрытия, и СССР не мог себе его позволить чисто финансово, но так или иначе, американцы с задачей справились. Причем, специально для её решения создавались только РЛС и некоторые средства ПВО «земля-воздух». Все остальное, вроде самолетов «АВАКС» и истребителей различных типов, является универсальными средствами и, в случае необходимости, может быть с успехом использовано на любом оперативном направлении.

СССР же пошел по пути создания специализированных самолетов-перехватчиков, которые должны были сочетать в себе и функции самолета дальнего радиолокационного обнаружения, и функции истребителя. Началось это еще в конце пятидесятых годов прошлого века, когда на основе бомбардировщика (!) Ту-98, разрабатываемого в КБ Туполева, был создан перехватчик Ту-128. В машине удалось объединить упомянутые характеристики – мощный по тем временам радар, сверхзвуковую скорость, комплекс ракетного вооружения. Помимо этого, была обеспечена практическая дальность свыше двух тысяч километров, что очень важно в условиях бескрайнего российского Севера.

Но политическое и военное руководство СССР было вынуждено считаться с вероятностью появления у противника сверхзвукового стратегического бомбардировщика XB-70 «Валькирия», который должен был развивать скорость порядка 3М. Кроме того, в этот период активно разрабатывался сверхскоростной высотный разведчик SR-71 «Blackbird», скорость которого также достигала трех чисел Маха. Поэтому было решено сделать акцент на таких же быстрых перехватчиках, и ОКБ МиГ разработало перехватчик МиГ-25, до сих пор являющийся обладателем многих рекордов по скорости, высоте полета и другим параметрам. А позднее на смену ему пришел МиГ-31 – внешне и концептуально очень похожий, но более совершенный перехватчик.

Чтобы лучше понимать суть моих претензий, обозначу некоторые ключевые моменты. Боевой радиус МиГ-31 – 700 километров. Этого мало в любых условиях, не говоря уже об огромных просторах севера. Фактически, разговор об активном патрулировании этим самолетом бескрайних северных просторов можно вести лишь условно, потому что по факту он больше «заточен» под атаку заранее обнаруженных целей, находящихся в относительной близости от аэродромов базирования.

Еще одной проблемой является то, что МиГ-31 может эффективно применять свое ракетное оружие только против достаточно крупных целей, типа бомбардировщиков В-52 или В-1В. И это даже не его вина – дело в том, что возможности радиолокационных головок самонаведения ракет большой и сверхбольшой дальности, которые и делают его полноценным перехватчиком, весьма ограничены. Ракета, даже достаточно крупная, слишком мала, что разместить в ней большой радар. Кроме того, её внутренняя энергетика слишком слаба, чтобы обеспечить высокую мощность радарного сигнала. В итоге ракеты большой дальности могут захватить цель типа «истребитель», в лучшем случае, на дистанции не больше 30 километров. Если же речь идет о самолете, созданном по технологии «стелс», или о низколетящей крылатой ракете, цифры будут значительно меньше, возможно, на порядок. Добавим к этому, что собственная РЛС МиГ-31 вряд ли увидит такую цель дальше, чем в нескольких десятках километров, и примем, как данность – эти самолеты хороши исключительно против двух упомянутых типов американских стратегических бомбардировщиков.

Конечно, на это можно возразить – а зачем что-то еще, если с этого направления России угрожают только эти самолеты, да еще В-2? Хорошо, для севера у нас только одно критическое замечание – отвратительно низкий радиус действия. Но теперь представим, что с этим направлением у нас все относительно спокойно, а вот где-нибудь на европейском театре военных действий возник серьезный, высокой интенсивности, конфликт.

Увы, в этом случае МиГ-31 вряд ли смогут серьезно помочь нашим ВКС. Да, можно допустить точечное применение этого перехватчика для обуздания воздушной агрессии. Как воздушная платформа для пуска ракет, наводить которые будут другие самолеты, он еще как-то сможет пригодиться. Но бросить его в прифронтовую мясорубку и надеяться на успех вряд ли получится – при столкновении с современными истребителями противника, особенно, стелс-истребителями вроде F-22 и F-35, наш перехватчик будет гарантированно сбит.

Фактически, это означает, что целый класс самолетов, которые созданы для обеспечения противовоздушной обороны страны, может быть относительно эффективно применен только в одной ситуации. Хотя сейчас появилось и другое применение – МиГ-31 используется в качестве носителя для аэробаллистической гиперзвуковой ракеты «Кинжал». Это, кстати, полезно. И раз уж у нас эти самолеты есть, то почему бы и нет, как говорится… И все-таки согласитесь – более 250 не самых дешевых самолетов, специфика боевого применения которых не позволяет использовать их в львиной доле конфликтов, это как-то расточительно.

Кстати. По иронии судьбы, стратегический бомбардировщик XB-70 «Валькирия» так и не пошел в серию, а разведчик SR-71 «Blackbird» снят с вооружения в конце девяностых. То есть, на данный момент с функцией перехвата воздушных целей справится фактически любой серийный истребитель российских ВКС. Да, не на все типы наших истребителей можно навесить ракеты «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности, но это легко компенсируется ощутимо большим радиусом действия.

Разумеется, в случае с МиГ-31 все недостатки компенсируются тем, что эти самолеты уже есть у нас в наличии, на их разработку и закупку современная Россия не тратила ни копейки. Но что делать с его прямым наследником, перехватчиком МиГ-41, разрабатываемым, на минуточку, в рамках программы Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата, или ПАК ДП? Если мы концептуально скопируем МиГ-31, это можно будет заранее назвать стратегической ошибкой, которая обойдется нам в миллиарды (а если в рублях, то в триллионы).

Дело в том, что задачу прикрытия северного направления от атак стратегической авиации и крылатых ракет можно решить и гораздо эффективнее, и значительно дешевле. Но для этого деньги, которые планируется потратить на ненужный ПАК ДП, лучше потратить на создание современных беспилотных систем ДРЛО. И дополнить их серийными истребителями, которые либо есть у ВКС в данный момент, либо должны появиться в скором будущем.

При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что нам не нужны разработки по условному «шестому поколению». Очень нужны! Но это должен быть не перехватчик с весьма специфическим кругом задач, а полноценный истребитель, способный драться за господство в воздухе с любым существующим или перспективным самолетом вероятного противника! Более того, при его создании нам бы избавиться, наконец, от комплекса нищего сиротинушки, которому если и потратить копеечку, то на что-нибудь универсальное, чтобы и нашим, и вашим, и на дуде игрец, и за подводными лодками охотник. Да, я немного утрирую, но это исключительно для доходчивости…

Нет, нам стоит сосредоточиться исключительно на создании воздушного бойца, который будет зачищать небеса от самолетов агрессора. А с остальным справится либо существующая пилотируемая авиация, либо беспилотники разных типов, в которые сейчас вкладывается так много сил и средств.

А ПАК ДП, во всех его ипостасях, давайте оставим любителям погордиться рекордами и тем, что у нас опять есть что-то ненужное (зачеркнуто) не имеющее аналогов в мире…

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter