Posted 27 ноября 2019,, 16:06

Published 27 ноября 2019,, 16:06

Modified 7 марта, 15:16

Updated 7 марта, 15:16

В России создадут систему блокировки сомнительных денежных переводов

В России создадут систему блокировки сомнительных денежных переводов

27 ноября 2019, 16:06
Фото: fifteengroup.co.uk
Платформа антифрод-мониторинг станет централизованным решением для банков по борьбе с воровством денег со счетов граждан. Эксперты отмечают опасность монополизации в сфере услуг такого рода.
Сюжет
Банки

В России ожидается появление единой системы антифрод-мониторинга, с помощью которой будут отслеживаться и замораживаться сомнительные денежные переводы, сообщают “Известия”.

Как говорится в публикации, эта система позволит кредитным организациям объединить усилия в борьбе с выводом средств со счетов владельцев без их ведома. Наличие таких планов изданию подтвердили источники и в банках, и на финансовом рынке. Предположительно оператором системы станет Национальная система платежных карт (НСПК).

В Центробанке обсуждается разработка централизованного решения для банков по борьбе с воровством денег со счетов россиян, т.н. единый антифрод-мониторинг (fraud — в переводе с английского “мошенничество”, словом “фрод” обозначается вид мошенничества в области информационных технологий). Ожидается, что внутри новой платформы появится общая для всех кредитных организаций система показателей подозрительных операций, что позволит автоматически выявлять фрод на стадии прохождения платежом узловых точек — в платежных системах Visa, MasterСard и “Мир”. В случае срабатывания системы, транзакция будет подлежать заморозке с последующей проверкой в ручном режиме. Согласно намерениям разработчиков, должна появиться возможность возврата средств со счета мошенника без соответствующей процедуры в суде.

Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер “Открытие-Брокер” в беседе с “НИ” отметил, что такая система несет потенциальную опасность, поскольку раскроет широкому уругу лиц персональные данные клиентов, так что крайне важно качественно реализовать идею, чтобы этого избежать. При этом сама необходимость создания платформы антифрод-мониторинга является сугубо российской проблемой из-за сверхбыстрого развития информационных систем:

“Я думаю, что это сложная тема для того, чтобы ее поверхностно комментировать. Если это будет хорошо реализовано, значит, это будет хорошо работать. Если будет плохо реализовано, то и работать будет плохо. В базовом сценарии, скорее всего, будет работать плохо, потому что при прочих равных информация и персональные данные будут известны большему количеству лиц, которые потенциально могут заниматься мошенничеством.

Мне неизвестно, есть ли подобные единые системы в европейских странах. Скорее всего, нет. Ирония в том, что в США и в еврозоне онлайн банкинг и информационные системы крайне недоразвиты по сравнению с Россией, отстают как минимум на 10 лет. Там, грубо говоря, нечего воровать. Поэтому там не так распространено. Я думаю, там в финансовой сфере нет такого объема рисков, потому что нет такого объема черного рынка информации”.

Важно отметить еще один момент: исходя из планов насчет создания системы антифрод-мониторинг, приходится сделать вывод о том, что у нее на рынке безопасности не ожидается ни аналогов, ни конкурентов. Насколько это нежелательно в комментарии “НИ” объяснил Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ:

“Посмотрим на международную практику. Например, в Великобритании действуют три базы данных, агрегирующие и распространяющие данные о мошеннических действиях. Это National Hunter, Cifas и Sira.

К чему ведет монополизм? К более низкому качеству предоставляемых услуг, чем при наличии конкурентов. Ведь при конкуренции можно от некачественно работающего предприятия перейти к его более ответственному конкуренту. А от монополиста не уйти. Низкое качество может проявляться как в слабой защите персональных данных и в их утечках, так и в некачественной работе с данными, ошибкам.

Если будет создаваться соответствующее законодательство, то было бы ошибочным узаконивать эту монополию.

Попытка создания такой базы данных в России может привести к повторению ситуации с «черными списками» ЦБ, из-за которых оказались заблокированы сотни тысяч счетов в том числе и вполне законопослушных юрлиц, физлиц и ИП. Заранее следует подумать о механизмах реабилитации, особенно в случае ошибочного внесения информации о том или ином лице в базу данных.

Если речь действительно будет идти о блокировках на основе данных, содержащихся в этой базе, то на текущий момент это – незаконное требование. Для того чтобы осуществлять такую блокировку, необходимо внести изменения в действующее законодательство.

Заниматься созданием российских баз данных, агрегирующих и распространяющих информацию о мошеннических действиях, безусловно, необходимо. Это – важный инструмент борьбы с фродом”.

Отметим, что создание единой антифрод-системы актуально по целому ряду причин. И не последняя из них — волна воровства денег со счетов банковских клиентов, когда злоумышленники использовали персональные данные граждан, утекшие в незащищенное информационное пространство, для вывода средств. Например, в этом году в СМИ неоднократно появлялась информация об утечках из крупнейших банков персональной клиентской информации.

"