Рус
Eng
Вопрос дня: кем пожертвует автопилот в ДТП - пассажиром или детьми на дороге?

Вопрос дня: кем пожертвует автопилот в ДТП - пассажиром или детьми на дороге?

26 февраля , 12:46Технологии
Внедрение автомобилей с автопилотами задерживается, возможно, из-за того, что до сих пор не решен важная этическая проблема: как должен поступать автопилот в аварийной ситуации

Важный вопрос, который уже неоднократно ставился и писателями-фантастами и учеными, и ответ не который рано или поздно придется найти человечеству, поднял в своем блоге Петр Литвин:

«Мне кажется, что автопилоты в машинах не получают распространения не из-за технологий. Они уже водят лучше, чем люди, и совершают меньше аварий.

Проблема чисто этическая: если алкаш напился и насмерть впилил в столб, то он сам виноват и так ему и надо, а столб жалко. А если этот же алкаш погиб из-за ошибки бортового компьютера, то "роботы наших бьют" и "о восстании машин предупреждали еще в первой части "Терминатора".

Куда ринется разъяренная толпа и кто будет отвечать? Размазанный по столбу кузов автомобиля? Продавец Теслы? Дилер и официальный представитель Теслы в России? Завод Теслы в Китае? Tesla Ltd? Подрядчик, поставивший кривой софт? Илон Маск лично?

Скорее всего все спишут на страховую. Но станет ли от этого меньше вопросов? Как должна поступить Тесла, если на дорогу выбежал ребенок, а затормозить нет возможности? Нужно убить ребенка или свернуть в тот же столб и убить владельца, отдавшего за эту железку немалые деньги?

И кто это должен решать? Инженер и маркетолог на заводе? Государство?

Или в новой Тесле нужно на старте заставлять водителя устанавливать настройки: убить в случае чего вас или ребенка? А если детей трое? А если один взрослый и к тому же алкаш? А если есть шанс выжить 30%? А если на дороге собачка, уворачиваться с риском для вашей жизни более 2%? А если у вас пассажиры? А если это ваши дети в салоне? Все равно сворачивать в столб/спасать собачку/давить алкаша?

Вы реально думаете, что на все эти вопросы есть ответы? Их нет у вас, у водителя Теслы на старте, у водителя в момент, когда перед глазами ситуация из описанных. Нет у государства, у толпы, идущей линчевать Илона Маска.

И только поэтому гугл-мобиль с 2010 накатал несколько экваторов без ДТП, но все еще не запущен в коммерческое использование. Мы просто не готовы к ответам на эти вопросы. И даже к тому, что кто-то возьмет и решит за нас — тоже не готовы....

P.S.

Я бы за установку настроек самостоятельно. Наверно, выбрал бы, если в машине нет пассажиров – жертвовать ею в большинстве случаев, если есть - спасать. Но правда страшный выбор...»

Большинство комментаторов этого поста согласилось, что однозначный ответ в этой ситуации дать невозможно. Так Сергей Ядров написал:

«Да, именно эти вопросы и решаются сейчас - кого выбирать смертником - бабушку, дедушку, собаку или пассажира, и кто будет ответственным за здоровье и жизни людей. И подготовить юридическую базу под эти прецеденты. Ведь прецеденты будут. Будет тысячи смертей. И если сейчас в каждом дтп виноваты разные люди, там в сотнях случаев будет виновата компания, а может быть сотрудник компании. И пока не понятно как это разруливать...»

Зато Сергей Новоселов, кажется, знает, как поступить в этом случае:

«Если автопилот правил не нарушает, скорость выбрал в соответствии с дорожной обстановкой и состоянием дорожного полотна, то в случае если кто-то выбежал он должен тормозить - так по нашим нынешним ПДД, а вот тот, кто выбежал или тот, кто отвечает за того, кто выбежал в неположенном месте, не убедившись в отсутствии приближающихся ТС или того, что ТС уступает дорогу тоже должны за свои действия отвечать.

Если автопилот всегда соблюдает ПДД, трезв, предельно внимателен и собран, реагирует быстрее человека - почему он должен быть виноват, почему должен быть виноват его владелец?

Нести ответственность в рамках страховки возможно придется за владение средством повышенной опасности Если человек выходя на проезжую часть нарушает ПДД, не думает о своей безопасности, о безопасности своих детей или животных, почему он не должен быть виноват? Пусть такой пешеход будет виноват и за свою глупость заплатит здоровьем или жизнью - естественный отбор сработает.

У нас без автопилотов в год гибнет на дорогах почти по 30 тыс человек, а если внедрение автопилотов снизит хоть на 1 тыс количество погибших то я двумя руками за их внедрение.

Мое мнение таково - если водитель готов доверить управление автомобилем автопилоту, но нести ответственность как если бы он сам управлял автомобилем - включай автопилот и поехали, не готов к ответственности - рули сам. За сбитого ребенка переживать или сидеть одинаково в любом случае.

И еще моментик - почему-то никто не ругается на работу систем помощи при экстренном торможении или курсовой стабилизации которые вмешиваются в управление автомобилем и в большинстве случаев помогают избежать или снизить тяжесть последствий дтп, но иногда наоборот делают только хуже и ничего - никаких претензий к производителям и к кому-либо кроме водителей, все доверяют этим системам и признали их эффективность, но раньше наверняка были и противники...»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter